Здравствуйте, уважаемые коллеги, родители и гости странички
педагога-психолога
Трофимовой Марии Витальевны !
Я рада приветствовать Вас на сайте нашего детского сада! На моей страничке Вы можете найти интересную информацию по различным вопросам обучения, воспитания и развития детей. Буду рада, если она окажется для Вас полезной. Вы всегда можете обратиться за консультацией, предварительно согласовав время.
О себе:
Окончила Московский психолого-социальный институт в 2004 году. Имею высшую квалификационную категорию.
Стаж работы по специальности 20 лет.
К педагогу-психологу обращаются родители, если у ребенка существуют:
Проблемы в поведении: агрессивность, конфликтность, неспособность постоять за себя, гиперактивность, неумение предвидеть последствия своих действий, импульсивность, медлительность, склонность ко лжи, воровство и др.
Эмоциональные проблемы: неуверенность в себе, застенчивость, заниженная самооценка, тревожность, страхи, инфантилизм и др.
Нарушения настроения: нестабильное или сниженное настроение, повышенная возбудимость.
Проблемы адаптации к ДОУ
Проблемы в общении: отсутствие друзей, трудности в коллективе сверстников и др.
Трудности в усвоении образовательной программы: не успевает на занятиях, отсутствие интереса к занятиям, дефицит внимания, неусидчивость, повышенная отвлекаемость.
Ситуативные психологические реакции: на развод родителей, рождение братика или сестренки, смерть близких, переезд, смена детского сада, острые конфликты в семье.
Психосоматические проблемы: частые простудные заболевания, головные боли и боли в животе, энурез.
А также если у Вас есть другие вопросы о Вашем ребенке.
В преддверии Нового года! Рекомендации психолога.
Новый год – самый волшебный, долгожданный и радостный праздник для многих взрослых, и конечно же для детей! Уже в начале декабря повсюду появляются нарядные ёлочки и яркие сверкающие гирлянды, которые создают праздничное настроение и предвкушение чего-то волшебного. И взрослые, и дети с нетерпением ждут новогодних каникул, подарков, радостных посиделок с близкими и друзьями, зимних уличных развлечений и уютных вечеров в семейном кругу.
В каждой семье есть свои собственные традиции празднования Нового года и проведения новогодних каникул, многие стараются сделать эти дни как можно более праздничными и насыщенными.
Вот несколько рекомендаций, чтобы новогодние праздники стали более приятными и комфортными.
1 - режим дня.
Всем известно, что Новый год – это целый день бурной суеты по дому и радостных приготовлений к волшебной ночи, и потом – целая ночь веселья и вкусной еды! Ну а после нас ждут ещё продолжительные новогодние каникулы, когда взрослые могут побыть с семьёй, и им не нужно никуда торопиться. Это значит, что зачастую и у самых маленьких членов семьи нарушается режим дня, что действует на малышей как стресс. Поэтому часто к концу новогодних праздников детки чувствуют переутомление или перевозбуждение, становятся капризными и непослушными.
В связи с этим родителям важно помнить: существенные изменения распорядка дня является сильным стрессом для ребёнка, и чем младше малыш, тем сильнее стресс. Даже несмотря на каникулы, вставать и ложиться малышу лучше в привычное для него время.
2 - знакомство с Дедушкой Морозом.
Собираясь на детский праздник или приглашая Дедушку Мороза домой, помните, что маленькие дети с большой тревогой относятся к незнакомым людям, и тем большим волнением может быть встреча с таким ярким, большим, громогласным и необычным незнакомцем. Малышу потребуется какое-то время, чтобы присмотреться к чужому человеку, привыкнуть к его необычному внешнему виду, почувствовать его доброжелательность. Не стоит настаивать на том, чтобы ребёнок подошёл к Дедушке Морозу, пока самому малышу этого не захочется, потому что это может напугать ребёнка. Помните, что двух-трёхлетний ребёнок может не обрадоваться, а испугаться Деда Мороза, если он будет слишком громким или активным.
Не ждите от ребёнка такой же обратной связи: если он вдруг отказывается общаться с Дедушкой Морозом, петь ему песенку или рассказывать стишок, а просто стоит рядом и рассматривает незнакомого человека, это вовсе не значит, что ему не нравится. Ребёнок может не сказать ни единого слова, но быть при этом в полном восторге. А когда родители попытаются уговаривать или заставлять ребёнка пообщаться с Дедушкой, это может привести к слезам и полному отказу от контактов.
3 - «Новогодние ёлки» и домашние праздники.
И конечно, отмечать Новый год мы привыкли не один раз, а много – с родными, с друзьями, с коллегами на работе. Для детей также устраивается масса мероприятий – дома, в детских садах, в культурных центрах. В связи с этим возникает вопрос: сколько праздников можно посетить за новогодние каникулы?
Лучше всего, чтобы Новогодний праздник, наполненный яркими впечатлениями и сильными эмоциями, был один – так он произведёт большее впечатление. Большое количество праздников и встреч, полных эмоциональных переживаний, может послужить сильным стрессом для ребёнка. Для самых маленьких детей важно, чтобы и во время самого Нового года, и в новогодние каникулы жизнь не теряла своей понятности и ритмичности. Чрезмерно сильные эмоции или цепочка волнительных праздников могут выбить ребёнка из колеи, привести к поведенческим сбоям или переутомлению.
Совет четвёртый: подарки.
Когда выбираете подарок своему малышу, важно помнить о его возрастных особенностях: не стоит дарить очень дорогие подарки детям, которые находятся в периоде исследования и стремятся сломать или разобрать игрушки, также не стоит дарить такие игры, играть в которые ребёнок не сможет в силу того, что они ещё слишком сложны для него. Всё это может привести к ситуации, когда родителям приходится забирать подаренную игру, и это вызовет обиду и слёзы. По этой же причине не следует дарить сладкие подарки, если в них сладостей больше, чем можно съесть малышу за один раз.
Не нужно ждать от малыша быстрой радостной реакции на подарок – часто ребёнку нужно дополнительное время, чтобы рассмотреть подаренный предмет, понять, что это и как с этим играют, и только потом он сможет оценить преимущества подарка. Сразу оценить ребёнок может только яркий и броский подарок, но это не всегда хорошо. Игрушка, которая сначала не произвела впечатления, может чуть позже стать лучшим другом и неразлучным спутником.
И конечно же, самое главное для малыша – не только в новогодние каникулы, но и в повседневной жизни – это любовь, внимание и забота родителей!
СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА РОДИТЕЛЯМ
Как провести с ребенком зимние каникулы?
Как правильно организовать отдых ребенка?
Мамы любят спорить о детском свободном времени. Одни говорят о том, что лучшее занятие для ребенка - «ничегониделание». Другие настаивают на определенной нагрузке.
Единственное, на что стоит обратить внимание - две недели дома у компьютера или телевизора отдыхом не является.
Несколько советов, как провести каникулы с пользой и интересом:
- Лыжи, коньки, сноуборды. Зимой есть прекрасная возможность позаниматься спортом на снегу. Польза для здоровья гарантирована.
- Сходите на традиционные зимние народные гуляния или театрализованное представление всей семьей.
- Выходите на улицу и лепите снежные фигуры. Подойдите к вопросу творчески, не ограничивайтесь снеговиком. В конце прогулке устройте бой снежками.
- Вместе с ребенком сделайте кормушку для птиц. Это научит вашего ребенка помогать другим.
- Если с погодой не повезло, бой снежками проведите дома. Вам понадобятся листы бумаги, которые нужно скомкать. Чем больше снежков, тем веселее.
- Купите настольную игру, наборы творчества или научных опытов и играйте с ребенком. Это отличная возможность сплотить семью и изучить что-то новое.
- Перед новогодними торжествами изготовьте украшения для дома. Вещи, сделанные своими руками, придают особую атмосферу празднику.
- Вместе смотрите новогодние фильмы, обсуждайте их после просмотра.
- Устройте чаепитие для друзей вашего ребенка. Заранее придумайте и подготовьте программу, конкурсы, призы.
Главное помнить, что во всем хороша мера. Не переусердствуйте в желании организовать незабываемый отдых для ребенка. Больше всего ребенку любого возраста запомнятся многочисленные подарки и время, проведенное с родителями.
Неусидчивость: в каком случае следует обращаться к врачу
Совместная жизнь с неусидчивым ребенком напоминает попытки поймать колибри с помощью аркана. Часто, когда родители решают обратиться к врачу в связи с возникшими проблемами, их терпение достигает предела, они больше не могут выносить его поведения.
Можно перечислить целый ряд причин неусидчивости ребенка.
Такое поведение может быть связано с расстройствами слуха или зрения, заболеванием щитовидной железы, недостаточными умственными способностями, скукой, депрессией, тревогой, интоксикацией свинцом, насильственными действиями на сексуальной почве, психическими заболеваниями и побочным действием некоторых препаратов.
Если ваш ребенок отличается неусидчивостью, то причиной этого, скорее всего, являются расстройства, которые называются гиперактивностью вследствие дефицита внимания. Ребенку, страдающему такими расстройствами, трудно сосредоточиться на чем-либо, спокойно сидеть на месте или выполнять чужие указания.
Чрезмерная активность на фоне нарушений внимания приблизительно в пять раз чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Эти расстройства могут обнаруживаться еще до того, как ребенок начинает ходить, и могут продолжаться по достижении им взрослого возраста.
Никто не может сказать, почему возникают эти расстройства. Некоторые ученые предполагают, что дело здесь в нарушении функций мозга в его лобной части. Вместе с другими отделами мозга эта область отвечает за контроль движений и внимания.
Если вы подозреваете, что у вашего ребенка имеются явления повышенной активности вследствие дефицита внимания, обратитесь к врачу. Вы можете узнать, например, что будет достаточно подобрать ребенку новую пару очков или назначить другие препараты, чтобы восстановить порядок в семье. Если все-таки будет установлено наличие указанного синдрома, то существуют различные виды лечения, которые помогут вам в данной ситуации.
Долгосрочный прогноз в отношении гиперактивных детей с расстройствами внимания является благоприятным, если они получают соответствующее лечение. Тогда они хорошо занимаются в школе и многие из них прекрасно устраиваются в жизни, став взрослыми. Если будет начато лечение специальными препаратами, вы должны будете заметить улучшение в поведении ребенка через одну–три недели в зависимости от препарата. Если вы обнаружите побочное действие препарата или отсутствие эффекта в пределах указанного времени, настаивайте на смене или прекращении лечения.
При воспитании гиперактивного ребенка используйте метод поощрения. Мотивация поступков ребенка с чрезмерной активностью и неустойчивым вниманием хорошо регулируется системой поощрения. За правильное поведение или выполнение какой-либо задачи ребенок может получить вознаграждение. При использовании этих методов следует иметь в виду, что поставленные задачи должны соответствовать возможностям ребенка, а вознаграждение должно осуществляться незамедлительно. Если ребенок не получает положенного ему вознаграждения в течение трех недель, ему трудно осознать, почему он старался вместо неправильных действий совершить что-то хорошее.
Постарайтесь избегать скандалов. Неусидчивые дети часто отличаются неуравновешенностью. Есть простой способ смягчить эти расстройства. Нужно удалиться куда-нибудь на то время, когда у ребенка возникает вспышка гнева. Если ребенок пойдет следом за вами в другую комнату, закройтесь в ванной или спальне, так, чтобы он не мог добраться до вас. Когда ребенок увидит, что некому наблюдать за его спектаклем, его раздражение быстро пройдет. Таким образом, можно дать понять ребенку, что он должен сам успокоиться, и вы увидите, что это в действительности происходит.
Будьте осторожны в отношении критических замечаний. Если даже ваш ребенок не слишком хорошо справляется с задачей или ведет себя неидеально, постарайтесь все-таки похвалить его. Так, если на обувание ему понадобится 30 минут, постарайтесь избегать таких выражений, как: «Посмотри, сколько времени ты тратишь на то, чтобы надеть ботинки!» Вместо этого попробуйте сказать: «Ну вот, теперь ты, наконец, надел ботинки. Я был уверен, что ты справишься с этим. Но давай посмотрим в следующий раз, сможешь ли ты сделать это немного быстрее». Даже если вы уверены на 200 %, что это достижение является плодом ваших усилий, не забудьте сказать ребенку, что он справился с задачей.
Занимайтесь с ребенком специальными упражнениями. Многие неусидчивые дети не имеют правильного представления о времени и скорости. Если вы попросите такого ребенка быстро пройти по комнате из одного конца в другой, а потом в обратном направлении медленно, то вряд ли он поймет различие. Здесь на помощь ему могут прийти упражнения по релаксации – глубокое дыхание или йога. Есть специальные игры, которые помогают ребенку научиться внимательно слушать и вовремя решать задачи. С помощью этих игр можно научить его действовать не спеша и концентрировать внимание.
Что делать в сложной ситуации?
1. Научиться не придавать «поступку» чрезмерного значения, сохранять спокойствие (не путать с показным спокойствием, кода взрослый всем своим видом дает понять: «давай, давай, мне это безразлично, это твои проблемы»). Это не означает, что нужно всегда идти на поводу у ребенка, не замечать его поступков, потакать ему, не контролировать его действия и не предъявлять к нему никаких требований. Наоборот, необходимы жесткие требования (в пределах возможностей ребенка), не меняющиеся в зависимости от ситуации и настроения взрослых. Нужны требовательность плюс спокойствие и доброжелательность. Ребенок должен осознать, что требование – это не прихоть взрослого, а отказ – это не демонстрация враждебности, не наказание за поступок или просто ваше невнимание к просьбе.
2. Никогда не наказывать, если проступок совершен впервые, случайно или из-за ошибки взрослых.
3. Не отождествлять проступок (нарушение поведения) и ребенка. Тактика «ты плохо себя ведешь – ты плохой» прочна, она закрывает ребенку выход из ситуации, снижает самооценку, создает ситуацию страха. Видимо, поэтому непослушные дети так часто спрашивают родителей: «Ты меня любишь?»
4. Обязательно объяснить ребенку, в чем проступок и почему так себя вести нельзя. Однако, если мама чуть что срывается на крик, а папа всегда готов шлепнуть, вряд ли можно объяснить ребенку, что кричать и драться нехорошо.
5. Не стоит злословить по поводу проступка, напоминать (для профилактики), стыдить перед другими взрослыми и сверстниками. Это унижает, рождает обиду и боль. Ребенок может не осознавая этого, ответить тем же. Не стоит удивляться в этих случаях детскому «ненавижу» или «я тебя тоже не люблю», «ты злая».
6. Не стоит ставить в пример непослушному ребенку хороших братьев и сестер, сверстников, укоряя «есть же нормальные дети, которые не изводят своих родителей». Родители, которые легко выходят из себя, не умеют держать себя в руках, а значит, не умеют себя вести, – это не очень хороший пример для детей.
Жестокое обращение как вариант отрицательного реагирования или негативного подстегивания менее эффективно, чем так называемое положительное подкрепление.
Рекомендации для родителей
Необходимо изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку:
· Проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании.
· Стройте взаимоотношения с ребенком на доверии и взаимопонимании.
· Контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил.
· Не давайте ему категорических указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя».
· Реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (пошутите, повторите его действия, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного).
· Повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз.
· Не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок.
· Выслушивайте то, что хочет сказать ребенок.
· Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
Необходимо изменение микроклимата в семье:
· Уделяйте ребенку достаточно внимания.
· Проводите досуг всей семьей.
· Не допускайте ссор в присутствии ребенка.
Необходима организация режима дня и места для занятий:
· Установите четкий распорядок дня для ребенка и всех членов семьи.
· Чаще показывайте ребенку, как выполнить задание, не отвлекаясь.
· Снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком заданий.
· Оградите ребенка от длительных просмотров телевизионных передач, занятий на компьютере.
· Избегайте по возможности больших скоплений людей.
· Помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
Необходима специальная поведенческая программа:
· Придумайте гибкую систему вознаграждений (за хорошо выполненное задание) и наказаний (за плохое поведение), используя знаковые обозначения или дневник самоконтроля.
· Не прибегайте к физическому наказанию! Целесообразнее использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения проступка.
· Чаще хвалите ребенка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому ребенок не воспринимает выговоры и наказания, однако чувствителен к поощрениям.
· Составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на определенные виды работ.
· Постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребенком.
· Не давайте ребенку поручений, не соответствующих уровню его развития, возрасту и способностям.
· Не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время
· Помогайте ребенку приступить к выполнению задания, т. к. это самый трудный этап.
· Не давайте сразу несколько заданий, задание не должно иметь сложную конструкцию и состоять из нескольких звеньев.
· Объясните ребёнку его проблемы и научите с ними справляться.
· Помните, что вербальные средства убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными. Наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»:
– лишение удовольствия, лакомства, привилегий;
– запрет на приятную деятельность;
– прием «выключенного времени» (скамья штрафников);
– внеочередное дежурство по кухне и т. п.
· Помните, что вслед за понесенным наказанием необходимо позитивное эмоциональное подкрепление (поощрение желательного поведения и игнорирование нежелательного).
· Помните, что синдром дефицита внимания с гиперактивностью – это патология, требующая своевременной диагностики и комплексной коррекции (медико-психолого-педагогической). Успешная реабилитация возможна, если она проводится в возрасте 5–10 лет.
Как помочь гиперактивному ребенку
· В отношениях с ребёнком поддерживайте позитивную установку. При выпол-нении какого-либо задания желательно, чтобы не было окриков, приказания, но и вос-торженных, эмоциональных интонаций также, не было, т. к. ребёнок восприимчив к вам, эмоции его захлестнут и станут препятствием для дальнейших действий.
· Поощряйте ребёнка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (чтение, раскрашивание).
· Следует избегать большого количества кружков, т. к. завышенные требования и увеличение нагрузок ведут к переутомляемости, капризам и отказам от учёбы вовсе.
· Для ребёнка необходимы чёткие границы дозволенного и обязательна «обрат-ная связь» от взрослого, иначе, при вседозволенности, ребёнок начинает манипулировать взрослыми.
· Т. к. ребёнку часто делают замечания и в детском саду, и дома, страдает его самооценка, поэтому надо чаще хвалить ребенка за успехи и достижения. Но похвала незаслуженная недопустима, ребёнок может перестать доверять вам. Хвалить не слишком эмоционально, чтобы не перевозбудить его.
· Инструкции и указания следует давать в короткой и немногословной форме (не более 10 слов), т. к. в противном случае ребенок просто «выключится».
· Большие задания лучше давать частями (2-ю часть только после того, как выполнит 1-ю). Также не нужно давать несколько заданий сразу. Выполнение коротких заданий следует проконтролировать.
· Запретов не должно быть много, они должны быть заранее оговорены и сформулированы в очень чёткой и непреклонной форме. Ребёнок должен знать, что будет если он нарушит запрет. При выполнении санкций следует быть последовательными, иначе ребёнок будет бояться не наказания, а «эмоциональной бури» родителей, начнет скрывать происшествия от родителей, отношения ухудшатся.
· Избегать слов «нет», «нельзя» и резких запретов. Ребенок может отреагировать непослушанием, агрессией. Если вы что-либо запрещаете ребёнку лучше говорить спокойно и сдержанно. Вместо «нет» дайте возможность выбора другого занятия.
· За несколько минут до начала новой деятельности предупредите ребёнка об этом. Можно завести будильник для напоминания о прекращении деятельности. Если ребёнок выполняет условия, он заслуживает вознаграждения. Здесь уместно использовать систему поощрения и наказания.
· Оберегайте ребёнка от переутомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
· Чтобы предупредить перевозбуждения следует ограничить пребывание ребёнка в местах большого скопления людей, не приглашать в дом много гостей.
· Соблюдать чёткий распорядок (режим) дня: время приёма пищи, приготовление уроков, прогулки, сна.
· Оградить ребёнка от длительных занятий на компьютере, просмотра телевизионных программ, т. к. это способствует эмоциональному возбуждению.
· Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе, длительные прогулки с родителями. Показано плавание, бег и другие виды неколлективного спорта.
Игры для гиперактивных детей
«Слушай хлопки».Дети передвигаются в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста», если два раза – позу «лягушки». На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.
«Давайте поздороваемся». По сигналу ведущего дети хаотично двигаются по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути. Здороваться надо определенным образом: 1 хлопок – здороваемся за руку; 2 хлопка – здороваемся плечиками; 3 хлопка – здороваемся спинкам. Для полноты тактильных ощущений можно ввести запрет на разговоры во время этой игры.
«Будь внимателен». Дети свободно маршируют под музыку. Ведущий дает команды, дети реализуют движение в соответствии с командой: «зайчики» – прыжки с имитацией движений зайца; «лошадки» – удары ногой об пол, как будто лошадь бьет копытом; «раки» – дети пятятся, как раки; «птицы»– дети имитируют полет птицы; «аист» – стоять на одной ноге; «лягушка» – присесть и скакать вприсядку; «собачки» – согнуть руки (собака служит) и лаять; «курочки» – дети ходят, «ищут зерна», произносят «ко-ко-ко!»; «коровки» – дети встают на руки и ноги и произносят «му-у-у!».
«Запрещенное движение».Взрослый показывает движения, которые ребенок повторяет. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнять.
«Четыре стихии».По команде ведущего ребенок, сидя на стуле, выполняет определенное движение руками: «земля» – опустить руки вниз; «вода» – вытянуть руки вперед; «воздух» – поднять руки вверх; «огонь» – вращение руками в локтевых и лучезапястных суставах.
«Пожалуйста». Ведущий показывает движения, а ребенок выполняет их только в том случае, если ведущий произносит слово «пожалуйста». Если этого слова ведущий не говорит, дети остаются неподвижными. Вместо слова «пожалуйста» можно добавлять и другие, например «Король сказал», «Командир приказал».
«"Да" и "Нет" не говори».Дети располагаются по кругу. Водящий, передавая предмет кому-то из детей, задает вопрос, на который он должен ответить. В ответах не должно быть слов: «да», «нет», «черный», «белый». Чем хитрее вопросы, тем интереснее игра.
«Говори!» Сказать детям следующее: «Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: «Говори!» Игра проводится как индивидуально, так и с подгруппой детей.
«Кричалки, шепталки, молчалки». Из разноцветного картона сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это – сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь – «кричалку», можно бегать, кричать сильно, шуметь; желтая ладонь – «шеп-талка» – означает, что можно тихо передвигаться и шептать; на сигнал «молчалка» – синяя ладонь – дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчалкой».
«Клубочек». Расшалившемуся ребенка предложите смотать в клубок яркую пряжу. Размер клубка с каждым разом может становиться все больше и больше. Взрослый сообщает ребенку, что этот клубочек не простой, а волшебный. Как только человек начинает его сматывать, он успокаивается.
«Разговор с руками». Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэты ладоней. Затем предложить оживить ладошки – нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять игру с руками. Спросите: «Кто вы, как вас зовут?», «Что вы любите делать?», «Что не любите?», «Какие вы?» Если ребенок не подключается к разговору, продолжите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что ручки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2–3 дней (сегодняшнего вечера или более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать. Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные ручки и их хозяина.
Игры с песком просто необходимы для гиперактивных детей, они успокаивают ребенка. Организовать их можно и дома. Песок можно заменить крупой, предварительно поместив ее в горячую духовку.
«Археология». Взрослый опускает кисть ребенка в таз с песком и засыпает ее. Ребенок осторожно «откапывает» руку – делает археологические раскопки. При этом нельзя дотрагиваться до кисти руки. Как только ребенок коснется своей ладони, он тут же меняется ролями со взрослым.
«Послушай тишину». По первому сигналу колокольчика дети начинают бегать по комнате, кричать, стучать и т. д. По второму сигналу они должны быстро сесть на стулья и прислушаться к тому, что происходит кругом. Затем дети по кругу или по желанию рассказывают, какие звуки они услышали.
«Найди отличие». Ребенок рисует картинку и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.
«Колпак мой треугольный».Играющие сидят в кругу. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы: «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. А если колпак не треугольный, то это не мой колпак». Во втором кругу фраза повторяется снова, но дети, которым выпадет говорить слово «колпак» заменяют его жестом (2 хлопка ладошкой по голове). В следующий раз уже заменяются 2 слова: слово «колпак» и слово «мой» (показать рукой на себя). В каждом последующем кругу играющие произносят на одно слово меньше, а «показывают» на одно больше. В завершающем кругу дети изображают только жестами всю фразу. Если такая длинная фраза трудна для воспроизведения, ее можно сократить.
«Час тишины и час "можно". Договоритесь с ребенком о том, что, когда он устанет или займется важным делом, будет наступать час тишины. Он должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать. Но в награду за это иногда у него будет час «можно», когда разрешается прыгать, кричать, бегать. «Часы» можно чередовать в течение дня, а можно устраивать их в разные дни. Лучше заранее оговорить, какие конкретные действия разрешены, а какие запрещены. При помощи этой игры можно избежать нескончаемого потока замечаний, который взрослый адресует ребенку.
«Волшебный ковер». (Целесообразно применять с гиперактивными детьми до трех раз в день в специально отведенное время.) Родители расстилают маленький коврик, усаживаются на нем вместе с ребенком и читают ему книжку, которую ребенок выбирает сам. Упражнение занимает от 5 до 15 минут, в зависимости от возраста ребенка. Ребенок самостоятельно или с участием взрослых может, сидя на коврике, играть в «Пазлы», но это занятие лучше не ограничивать во времени – его продолжительность должна определяться составлением картинки. Выступая в роли «волшебного», коврик превращается для ребенка в место, где он может «спрятаться». Благодаря ему можно «перемещаться» в новые миры и страны, тогда коврик оказывается для ребенка «средством передвижения», «комнатой», «необитаемым островом», «замком» и т. д. «Поездки» и иные виды игр не должны быть связаны с наказанием и всегда должны вызывать у ребенка положительные ассоциации. Если ребенок «едет» со взрослым, никто из них не должен уходить с коврика раньше времени или до тех пор, пока задача не будет решена.
Рекомендации для педагогов, обучающих детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.
1. Ознакомьтесь с информацией о природе и проявлениях синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, обратите внимание на особенности этих проявлений во время пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
2. Вместе с ребенком и его родителями обратитесь за помощью к психологу.
3. Для улучшения организации учебной деятельности ребенка используйте простые средства – планы занятий в виде пиктограмм, списки, графики, часы со звонком.
4. Используйте поощрения.
5. Обеспечьте для ученика с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью возможность быстрого обращения за помощью. Выполняя задание, гиперактивные дети часто не понимают, что и как они делают. Не ждите, пока деятельность ребёнка станет хаотичной, вовремя помогите ему правильно организовать работу.
6. При каждом подходящем случае давайте ребёнку возможность принимать на себя ответственность. Например, ребёнок должен убрать за собой посуду после еды. Если он этого не сделал, то пусть продолжит убирать со стола, пока его сверстники играют.
7. Придерживаетесь позитивной модели поведения. Не стесняйтесь хвалить ребёнка. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью более других нуждаются в похвале.
8. Обеспечивайте для ребёнка с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью индивидуальные условия, которые помогают ему быть более организованным. Например, через 20-минутные интервалы на занятии разрешайте ему вставать и ходить по группе. Некоторые гиперактивные дети лучше концентрируют внимание, одевая наушники. Используйте всё, что помогает (если это приемлемо и не опасно).
9. Всегда помните: необходимо договариваться, а не стараться сломить.
Памятка педагогу
· Помните, что прикосновение является сильным стимулятором для формирования поведения и развития навыков обучения. Поощрительно прикасаясь к ребенку и сопровождая это доброжелательными словами можно добиться от ребенка положительных результатов. Старайтесь игн