Проектная деятельность
Проект "Путешествие в страну красивой речи" по развитию диалогической речи
Проект "Познаем, исследуем, творим"
Проект "Внедрение ИКТ в воспитательный-образовательный процесс в МБДОУ"
Проект "Педагогическая поддержка талантливых (одаренных) детей"
Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того факта, что современные дети должны знать и уметь на много больше, чем их сверстники 10-15 лет тому назад, поэтому нашей постоянной заботой является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания.
Перед нами, дошкольными работниками, стоит задача уже в дошкольном возрасте закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, сбора информации, экспериментировании и применения полученных знаний, умений и навыков в играх и практической деятельности.
Как показывает моя педагогическая практика, такую возможность даёт метод проектов. Он позволяет нам, педагогам расширить образовательное пространство, придать ему новые формы и даёт возможность развития творческого, познавательного мышления ребёнка.
В последнее время в научно-педагогической литературе уже много написано о сущности и современном прочтении метода проектов.
Мне ближе такое определение метода проекта:
Метод проектов - совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий воспитанников с обязательной презентацией этих результатов. Проектное обучение можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.
Об актуальности использования метода проектов свидетельствуют те аргументы, что в научной педагогической литературе он упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным и деятельностным подходами.
О перспективности метода проектов свидетельствуют те факты, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.
Использование его в дошкольной образовательной практике рассматривается как педагогическая инновация, так как в основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой). Решить проблему или работать над проектом в данном случае значит – применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат.
Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике, на мой взгляд, является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или, даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью родителей.
Находясь в постоянном поиске новых форм и методов повышения качества образования, коллектив нашего дошкольного учреждения так же обратил внимание на метод проектов. Изучив методическую литературу, познакомившись с историей возникновения проектного метода, типами и видами проектов, структурой проекта и с опытом работы педагогических коллективов других дошкольных учреждений, мы убедились в эффективности использования «метода проектов» в обучении и воспитании детей дошкольного возраста.
Метод проектов мы рассматриваем ещё и как особый механизм взаимодействия семьи и МДОУ.
Поэтому первым долгосрочным проектом был проект «Педагогического сопровождение семьи»
Прежде чем приступить к работе с детьми по методу проектов, мы познакомили родителей с инновационной технологией, раскрыли её преимущества и целесообразность использования с детьми дошкольного возраста. Отметили необходимость участия родителей в реализации проектов.
На первых этапах работы не все родители активно включались в реализацию проектов, ссылаясь на занятость и нехватку времени, но увидев первые результаты, стали участниками проектной деятельности.
В настоящее время родители и другие члены семей наших воспитанников активно включаются в работу по реализации проектов. Часто родители задерживаются в группах: что-то мастерят с детьми, записывают рассказы своих малышей, обсуждают интересующие их вопросы с педагогами, участвуют в организации и проведении разных мероприятий.
Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источником информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но так же стали непосредственными участниками образовательного процесса.
Затем был проект «Здоровье», в разработке которого нам огромную помощь оказали медицинские работники, как нашего дошкольного учреждения, так и Конаковской детской поликлиники.
Нами разработаны и внедряются в практику проекты
«Русские народные традиции», «Русская кукла»,«Этика для дошкольников»
«Великая Победа» и др.
Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что проектная деятельность предполагает сотрудничество и партнерство педагогов и детей, что способствует созданию психологического комфорта в детском доме. Кроме того реализация проектов помогает повысить качество образования детей, благодаря направленности проектной деятельности на конкретный конечный результат и планированию практических действий для достижения поставленной цели. Проектная деятельность является одним из методов саморазвития и самообразования педагогов, способствует развитию креативности, повышению компетентности. Благодаря проектной деятельности методкабинет постоянно пополняется новыми методическими и дидактическими пособиями.
А самое главное – мы увидели изменения в наших воспитанниках.
- Действуя самостоятельно, дети научились разными способами находить информацию об интересующих их предметах и явлениях (чтение книг, просмотр видеофильмов, экскурсии, общение с окружающими людьми и т.д)
- У детей сформировалось представление, что источником информации является окружающий мир.
- Приступая к изучению новой темы, дети достаточно легко называют предполагаемый источник информации, знаний.
- Умеют использовать полученные знания для создания новых объектов деятельности.
- Дети делятся своими впечатлениями, событиями, происходящими в их жизни.
- Умеют выразить свою точку зрения, не бояться высказывать свои предложения.
- Участвуя в реализации проектов, дети ощущают себя значимыми в группе сверстников, видят свой вклад в общее дело, радуются успехам.
Мы не собираемся останавливаться на достигнутом , у нас много планов и проектов. Я уверена, что мы сможем достичь новых высот.
Старший воспитатель Тагай Л.В.