|
Из опыта наших педагогов Панфилова Анна Николаевна
«Знакомство детей с миром профессий» Первое знакомство ребёнка с богатым и разнообразным миром профессий происходит в дошкольном возрасте. Очень важно подвести детей к пониманию того, что труд почётен и необходим для каждого человека, и каждая работа является нужной и важной. Знакомство детей с трудом взрослых – это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает весь дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Представления о профессиях у ребенка ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, профессии летчика, полицейского, продавца, но и об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка. Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, актуальный в современном мире. Воспитательная эффективность ознакомления с трудом зависит не только от того, какой труд наблюдается, но и от того, на какие его стороны направляется внимание детей. Когда дети имеют возможность сами активно действовать, то они получают более точные и полные представления о труде взрослых, начинают им подражать. Для формирования у дошкольников представлений о профессиях необходимо: Создание развивающей среды, необходимой для реализации поставленной задачи. Необходимо познакомить детей с термином «профессия». Им необходимо понять, что профессия –это дело, которым занимаются каждый день и которое полезно для других людей. Объяснить детям, что профессии нужно специально обучаться, что у каждой профессии есть свои инструменты. Однако, при ознакомлении с определенной профессией ребенку еще трудно понять некоторые элементы профессиональной деятельности. Данную проблему можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций, наблюдений. Именно поэтому очень важно создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы впоследствии на основе полученного материала ребенок мог анализировать более осмысленно трудовую деятельность взрослого. Экскурсии, целевые прогулки «Профессии наших мам», «Все работы хороши», «Продавец» и др.).
Стихи, загадки, поговорки, пословицы, игровые ситуации, считалочки, рассматривание иллюстраций, картинок к чтению худ.литературы и последующий анализ произведений: С.Маршак «Кот и лодыри», А.Барто «Митяй-лентяй», В.Данько «Лень» и «Кающийся лентяй», Е.Пермяк «Для чего руки нужны», К.Ушинский «Как рубашка в поле выросла», И.Крылов «Стрекоза и муравей», В.Сухомлинский «Бабушка и Петрик». Очень важно не просто знакомить ребенка с профессиями, а рассказать о тех качествах характера, которые требует то или иное занятие, чтобы на ранних ступенях развития выявить склонность детей к разным видам деятельности и обеспечить реализацию интересов и развитие индивидуальности ребенка. Нужно подвести детей к пониманию того, что любая деятельность взрослых имеет результат труда для общества: лечит больных- врач, красивая стрижка- парикмахер, новый дом- строитель и т.д.Труд взрослых заслуживает уважения и благодарности, а сделанные ими предметы и вещи надо беречь. Все полученные знания отражают в игре. Таким образом, формирование представлений детей о мире профессий- это необходимый процесс, которым, несомненно, управляет педагог, используя в своей деятельности все возможности процесса обучения, учитывая при этом возрастные и индивидуальные особенности детей. А ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда в жизни общества. Образовательная деятельность (беседа) с детьми средней группы на тему «Как играть дружно?» Цель: Формировать знания детей о доброжелательном отношении к сверстникам, о том, что надо играть дружно, делиться игрушками, уступать друг другу. Форма проведения: беседа, игра. Ход беседы: Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришло письмо от ребят из другого детского сада. Хотите узнать, что в письме? Давайте его прочитаем. Воспитатель читает письмо: «Здравствуйте, ребята, помогите разобраться в нашей ситуации. Ваня принес новую машинку. Всем детям хотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к нему подошел Саша, выхватил машинку и стал с ней играть. Тогда Ваня ударил мальчика. Они поссорились и не дружат. Посоветуйте, пожалуйста, как помочь друзьям помириться. Воспитатель: Вы согласны помочь? - Из-за чего бывают ссоры? -Какие правила нужно соблюдать, чтобы не ссориться? - Значит, чтобы не ссориться нужно, соблюдать такие правила: не жадничать, уступать, не драться, разговаривать вежливо, делиться игрушками. Чтобы нам разобраться в ситуации, давайте прочитаем одно очень хороший рассказ К. Ушинского «Вместе тесно, а врозь - скучно». ( после прочтения - беседуем с детьми по прочитанному) …Говорит брат сестре: «Не тронь моего волчка!» Отвечает сестра брату: «А ты не тронь моих кукол!» Дети расселись по разным углам, но скоро им обоим стало скучно. Отчего детям стало скучно? Воспитатель: Почему детям стало скучно? Брат и сестра помирились после ссоры. Наверное, догадались, что играть нужно дружно. Они вспомнили пословицу «Дружба, как стекло, разобьешь - не сложишь». (ребята, давайте повторим пословицу)
Воспитатель: Ребята, теперь вы поняли, что значит играть дружно? Играть дружно - значит, делиться игрушками, вежливо их просить, договариваться о совместной игре. Разминка для рук «Дружат в нашей группе девочки и мальчики». Дружат в нашей группе Девочки и мальчики, Мы с тобой подружим Маленькие пальчики. Раз, два, три, четыре, пять Дружно будем рисовать. Игровое упражнение «Мирилки» Так как же нам помочь ребятам помириться? С помощью чего? Воспитатель: Ребята, а кто умеет мириться? Какие «мирилки» вы знаете? Хотите, я вас научу еще одной «мирилке»? Послушайте: Мы не будем больше злиться. Мы решили помириться. Злюка, уходи от нас, Мы опять друзья сейчас. - Понравилась? -Тогда встаньте парами, возьмите друг друга за мизинчики и вместе скажем новую мирилку. - Хорошие слова? Тогда не забывайте их. Игровое упражнение с мячом «Попроси прощения». Воспитатель: Ребята, а если все-таки так получилось, что нечаянно кто-то обидел, что нужно сделать? - Давайте с вами поиграем в игру «Попроси прощения». Дети встают в круг, воспитатель в кругу с мячом. Ребенок ловит мяч и называет слово: (прости, пожалуйста; извини, пожалуйста; будьте так добры; окажите мне услугу; я не хотел; мне жаль, что я так сделал). Воспитатель: Теперь мы знаем, как попросить прощения, если нечаянно кого-то обидел. И тогда не нужно обижаться. «Игра – сценка» Воспитатель: Итак, самая частая причина из ссор, это когда вы не можете поделить что-то или хотите делать одно и то же. Представьте двух друзей Ежика и Зайчика, каждый из которых хочет покататься на машине, как помочь им не поссориться (воспитатель выбирает двоих детей для участия в игре). В тихом лесу, средь кустов и дорожек, Жили два друга Зайчик и Ежик. Как-то они на прогулку пошли и на полянке машину нашли. Ежик навстречу машине шагнул, заяц машину к себе потянул. Заяц: «Я первый». А Ежик: «Нет, я!» Не уступают друг другу друзья. Заяц обиделся: «Значит ты Еж, мне как товарищ совсем не хорош!» Воспитатель: Почему Заяц решил не дружить с Ежиком? - Как вы считаете, стоит ли из-за этого ссориться с друзьями? - Как помирить друзей, сделать так, чтобы ссоры не было? Воспитатель: Давайте еще раз прочитаем стихотворение, но уже с веселым концом, когда Зайчик и Еж договорились. В тихом лесу, средь кустов и дорожек, жили два друга Зайчик и Ежик. Как-то они на прогулку пошли и на полянке машину нашли. Ежик навстречу машине шагнул, заяц машину к себе потянул. Заяц сказал: «Покатаю тебя, мы ведь с тобою Ежик друзья». Воспитатель: Итак, что нужно делать, чтобы не ссориться? (ответы детей: уметь договариваться, уступать). – А как вы считаете, каким должен быть друг? (ответы детей: добрым, отзывчивым, внимательным). Физкультминутка Ребята, давайте покажем и расскажем, как мы дружим. ( в кругу) Дружит с солнцем ветерок (руки вверх покачивание), А роса с травою (руки на пояс присели) Дружит с бабочкой цветок (плавное движение, руки в стороны) Дружим мы с тобою (шаг на месте). Подведение итогов Можно много слов прекрасных о друзьях сказать! Никогда не стоит, дети, друга обижать. Потому что без друзей очень трудно жить Скажем вместе: ДРУЖБОЙ НАДО ДОРОЖИТЬ!
|
МБДОУ детский сад № 11 "Црр" г.Конаково Адрес: 171252, Тверская область, г.Конаково, ул. Баскакова, д.20 Телефон: 8(48242)44591, 44421(тел/факс) E-mail: mdou11.crr@yandex.ru Поиск по сайту:
Горячая линия по организации работы образовательных учреждений в условиях сложной эпидемиологической обстановки 8-48-242-4-97-95 Воспитатель Младший воспитатель Повар Электронные образовательные ресурсы Официальный
сайт Министерства просвещения Российской Федерации Официальный сайт Министерства высшего образования и науки Российской Федерации https://minobrnauki.gov.ru/ Министерство образования Тверской области https://минобр.тверскаяобласть.рф/ Федеральный портал "Российское образование" http://www.edu.ru/ Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" http://window.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/ Официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Федеральный портал информационно- просветительской поддержки родителей "Растим детей" |