Из опыта наших педагогов
Павлова Светлана Михайловна
"Музыкальные игры для дошкольников"
Игра- ведущий вид деятельности в работе с детьми дошкольного возраста. Именно в игре удовлетворяются основные потребности ребенка: в движении, в самореализации, в общении. А музыкальные игры- одно из основных средств музыкального воспитания детей. Через игру ребенок овладевает знаниями, навыками и умениями, необходимыми для двигательной активности. Они развивают чувство ритма, артистичность и координацию движений, помогают развиваться творческим способностям, учат ладить с людьми и устанавливать с ними контакт. Игры помогают и нам, педагогам, вовлечь ребенка в образовательный процесс. Играя, ребенок, лучше всего осваивает и понимает учебный материал.
Поэтому в своей работе с детьми я часто использую различные музыкальные игры, которые помогают решить образовательные, воспитательные, развивающие и обучающие задачи.
Музыкальная игра имеет следующие задачи:
Оздоровительные:
- - развитие координации движений, артикуляционного аппарата, дыхательной системы.
- способности снимать эмоциональное и физическое напряжение,
- укрепление сердечно- сосудистой и двигательной систем
Образовательные:
- формирование умственных умений и действий,
- развитие музыкальных, творческих и коммуникативных способностей.
Воспитательные:
- развитие чувств и эмоций,
- воспитание общей музыкальной культуры.
Развивающие:
- внимание, память, мышление,
- ориентировку в пространстве
- самоконтроль
Все игры требуют определенной подготовки. Перед каждой игрой необходимо организовать игровое пространство, объяснить правила игры, предоставить необходимые атрибуты, заинтересовать детей, создать условия для самовыражения детей, мотивировать их, чтобы во время игры им было интересно и легко.
Игры можно использовать на праздниках, занятиях, в группе в течении дня, на прогулке, в самостоятельной деятельности детей.
В зависимости от ситуации и возраста детей, я подбираю разные музыкальные игры.
Многие педагоги ищут ответ на насущный вопрос, как успокоить перевозбудившихся детей? Для себя я нашла способ как снять эмоциональное напряжение у детей. Я приглашаю детей в дружеский круг и включаю спокойную, современную музыку, под которую дети в спокойном темпе, делают разные движения руками (похлопывание, поглаживание и т.д.) Дети успокаиваются, восстанавливается дыхание, спокойный ритм сердца.
Например- игры с перьями, с платочками, игры с бусами, с снежинками.
А вот если наоборот, детям надо поднять эмоциональный настрой, подбодрить их, я предлагаю им поиграть в музыкальные игры «Часики» или «CLAP SNAP»,» Игра с колокольчиком», «Нитка- иголка», «Муха».
На утреннем круге мы играем в музыкальные игры совмещенные с пальчиковой , или артикуляционной гимнастикой. Это такие игры- игра с яркой, спортивной резинкой- «Колеса у автобуса крутятся», пальчиковая игра- «Анютины козочки», артикуляционная игра- «Обезьянка Чичи», игры с шишками и орехами, с листами бумаги.
Для сплочения коллектива мы играем в игры «Здравствуй милый друг», «Шла коза по мостику», «Многоножка».
Эти игры также очень подходит и для родительских собраний, для сплочения коллектива и для праздников с родителями и детьми вместе.
Иногда бывают моменты когда дети приходят не в настроении, игры им не интересны, или в преддверии какого-нибудь праздника, я приглашаю детей в мир сказок( выносится сказочный чемоданчик)
В чемоданчике живут очень много разных сказок, например- жужжащие сказки про насекомых, сказки о ежике и его друзьях медвежонке, ослике и зайце, о принцессе и драконе. И еще много, много разных сказок и игр хранятся в сказочном чемоданчике. Хочу обратить ваше внимание, что всех героев сказок я делаю своими руками.
Спасибо большое за внимание!
Панфилова Анна Николаевна
«Знакомство детей с миром профессий»
Первое знакомство ребёнка с богатым и разнообразным миром профессий происходит в дошкольном возрасте. Очень важно подвести детей к пониманию того, что труд почётен и необходим для каждого человека, и каждая работа является нужной и важной. Знакомство детей с трудом взрослых – это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает весь дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду.
Представления о профессиях у ребенка ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, профессии летчика, полицейского, продавца, но и об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка. Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, актуальный в современном мире.
Воспитательная эффективность ознакомления с трудом зависит не только от того, какой труд наблюдается, но и от того, на какие его стороны направляется внимание детей. Когда дети имеют возможность сами активно действовать, то они получают более точные и полные представления о труде взрослых, начинают им подражать.
Для формирования у дошкольников представлений о профессиях необходимо:
Создание развивающей среды, необходимой для реализации поставленной задачи. Необходимо познакомить детей с термином «профессия». Им необходимо понять, что профессия –это дело, которым занимаются каждый день и которое полезно для других людей. Объяснить детям, что профессии нужно специально обучаться, что у каждой профессии есть свои инструменты. Однако, при ознакомлении с определенной профессией ребенку еще трудно понять некоторые элементы профессиональной деятельности. Данную проблему можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций, наблюдений. Именно поэтому очень важно создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы впоследствии на основе полученного материала ребенок мог анализировать более осмысленно трудовую деятельность взрослого.
Экскурсии, целевые прогулки «Профессии наших мам», «Все работы хороши», «Продавец» и др.).
Стихи, загадки, поговорки, пословицы, игровые ситуации, считалочки, рассматривание иллюстраций, картинок к чтению худ.литературы и последующий анализ произведений:
С.Маршак «Кот и лодыри», А.Барто «Митяй-лентяй», В.Данько «Лень» и «Кающийся лентяй», Е.Пермяк «Для чего руки нужны», К.Ушинский «Как рубашка в поле выросла», И.Крылов «Стрекоза и муравей», В.Сухомлинский «Бабушка и Петрик».
Очень важно не просто знакомить ребенка с профессиями, а рассказать о тех качествах характера, которые требует то или иное занятие, чтобы на ранних ступенях развития выявить склонность детей к разным видам деятельности и обеспечить реализацию интересов и развитие индивидуальности ребенка.
Нужно подвести детей к пониманию того, что любая деятельность взрослых имеет результат труда для общества: лечит больных- врач, красивая стрижка- парикмахер, новый дом- строитель и т.д.Труд взрослых заслуживает уважения и благодарности, а сделанные ими предметы и вещи надо беречь. Все полученные знания отражают в игре.
Таким образом, формирование представлений детей о мире профессий- это необходимый процесс, которым, несомненно, управляет педагог, используя в своей деятельности все возможности процесса обучения, учитывая при этом возрастные и индивидуальные особенности детей. А ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда в жизни общества.
Образовательная деятельность (беседа) с детьми средней группы на тему «Как играть дружно?»
Цель: Формировать знания детей о доброжелательном отношении к сверстникам, о том, что надо играть дружно, делиться игрушками, уступать друг другу.
Форма проведения: беседа, игра.
Ход беседы:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришло письмо от ребят из другого детского сада. Хотите узнать, что в письме? Давайте его прочитаем. Воспитатель читает письмо: «Здравствуйте, ребята, помогите разобраться в нашей ситуации. Ваня принес новую машинку. Всем детям хотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к нему подошел Саша, выхватил машинку и стал с ней играть. Тогда Ваня ударил мальчика. Они поссорились и не дружат. Посоветуйте, пожалуйста, как помочь друзьям помириться.
Воспитатель: Вы согласны помочь?
- Из-за чего бывают ссоры?
-Какие правила нужно соблюдать, чтобы не ссориться?
- Значит, чтобы не ссориться нужно, соблюдать такие правила: не жадничать, уступать, не драться, разговаривать вежливо, делиться игрушками.
Чтобы нам разобраться в ситуации, давайте прочитаем одно очень хороший рассказ К. Ушинского «Вместе тесно, а врозь - скучно».
( после прочтения - беседуем с детьми по прочитанному)
…Говорит брат сестре: «Не тронь моего волчка!» Отвечает сестра брату: «А ты не тронь моих кукол!»
Дети расселись по разным углам, но скоро им обоим стало скучно. Отчего детям стало скучно?
Воспитатель: Почему детям стало скучно? Брат и сестра помирились после ссоры. Наверное, догадались, что играть нужно дружно. Они вспомнили пословицу «Дружба, как стекло, разобьешь - не сложишь». (ребята, давайте повторим пословицу)
Воспитатель: Ребята, теперь вы поняли, что значит играть дружно? Играть дружно - значит, делиться игрушками, вежливо их просить, договариваться о совместной игре.
Разминка для рук «Дружат в нашей группе девочки и мальчики».
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики,
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять
Дружно будем рисовать.
Игровое упражнение «Мирилки»
Так как же нам помочь ребятам помириться? С помощью чего?
Воспитатель: Ребята, а кто умеет мириться? Какие «мирилки» вы знаете? Хотите, я вас научу еще одной «мирилке»? Послушайте:
Мы не будем больше злиться.
Мы решили помириться.
Злюка, уходи от нас,
Мы опять друзья сейчас.
- Понравилась?
-Тогда встаньте парами, возьмите друг друга за мизинчики и вместе скажем новую мирилку.
- Хорошие слова? Тогда не забывайте их.
Игровое упражнение с мячом «Попроси прощения».
Воспитатель: Ребята, а если все-таки так получилось, что нечаянно кто-то обидел, что нужно сделать?
- Давайте с вами поиграем в игру «Попроси прощения».
Дети встают в круг, воспитатель в кругу с мячом. Ребенок ловит мяч и называет слово: (прости, пожалуйста; извини, пожалуйста; будьте так добры; окажите мне услугу; я не хотел; мне жаль, что я так сделал).
Воспитатель: Теперь мы знаем, как попросить прощения, если нечаянно кого-то обидел. И тогда не нужно обижаться.
«Игра – сценка»
Воспитатель: Итак, самая частая причина из ссор, это когда вы не можете поделить что-то или хотите делать одно и то же. Представьте двух друзей Ежика и Зайчика, каждый из которых хочет покататься на машине, как помочь им не поссориться (воспитатель выбирает двоих детей для участия в игре).
В тихом лесу, средь кустов и дорожек,
Жили два друга Зайчик и Ежик.
Как-то они на прогулку пошли и на полянке машину нашли.
Ежик навстречу машине шагнул, заяц машину к себе потянул.
Заяц: «Я первый».
А Ежик: «Нет, я!»
Не уступают друг другу друзья.
Заяц обиделся: «Значит ты Еж, мне как товарищ совсем не хорош!»
Воспитатель: Почему Заяц решил не дружить с Ежиком?
- Как вы считаете, стоит ли из-за этого ссориться с друзьями?
- Как помирить друзей, сделать так, чтобы ссоры не было?
Воспитатель: Давайте еще раз прочитаем стихотворение, но уже с веселым концом, когда Зайчик и Еж договорились.
В тихом лесу, средь кустов и дорожек, жили два друга Зайчик и Ежик.
Как-то они на прогулку пошли и на полянке машину нашли.
Ежик навстречу машине шагнул, заяц машину к себе потянул.
Заяц сказал: «Покатаю тебя, мы ведь с тобою Ежик друзья».
Воспитатель: Итак, что нужно делать, чтобы не ссориться? (ответы детей: уметь договариваться, уступать).
– А как вы считаете, каким должен быть друг? (ответы детей: добрым, отзывчивым, внимательным).
Физкультминутка
Ребята, давайте покажем и расскажем, как мы дружим. ( в кругу)
Дружит с солнцем ветерок (руки вверх покачивание),
А роса с травою (руки на пояс присели)
Дружит с бабочкой цветок (плавное движение, руки в стороны)
Дружим мы с тобою (шаг на месте).
Подведение итогов
Можно много слов прекрасных о друзьях сказать!
Никогда не стоит, дети, друга обижать.
Потому что без друзей очень трудно жить
Скажем вместе: ДРУЖБОЙ НАДО ДОРОЖИТЬ!