|
Страница старшего воспитателя Тагай Лидии Владимировны. Педагогическая этика в работе педагога ДОУ.
«Только тот, кто владеет собой может повелевать миром». Что такое педагогическая этика и этикет? Усвоение хороших манер подчинено общей задаче : воспитанию хороших, добрых манер жизни, глубинной культуре поведения. В чём же выражается определённая мера в поведении (по отношению к детям, коллегам, родителям, администрации). В каждой сфере общения используется то или иное поведение и разновидность литературного языка или стиль общения – официально-деловой, художественный или разговорный. Хочу вас познакомить с Притчей: Великий мудрец Эзоп, попавший в рабство к лидийскому царю Крезу, вынужден был прислуживать у него на пиру. И, когда подвыпивший Крез, попросил Эзопа принести для гостей самое лучшее угощение, которое есть во дворце, мудрец принес ему язык. «Почему это блюдо самое лучшее?»- спросил удивленный царь. «Что может быть прекраснее языка, передающего чувства?! Что может быть ценнее языка, дарящего нам знания?! Что может быть возвышенней языка, говорящего слова любви?!» – ответил Эзоп. Тогда царь, решивший проверить находчивость Эзопа, потребовал принести самое худшее блюдо, которое только есть в царстве. Эзоп не сдвинулся с места и вновь протянул царю блюдо с языком. «Но почему?!», - воскликнул Крез. «Что может быть отвратительнее языка, который лжет, что может быть грязнее языка сквернословия, что может быть в мире более гнусного, чем язык клеветы и навета?!» – ответил мудрец. Эта мудрость, говорит о том, что общение бывает как конструктивным, этичным, так и деструктивным, конфликтным. Каждый знает, что словом можно возвысить и унизить человека, о том, что слово может лечить или убить. Вот почему проблема педагогической этики общения является центральной в установлении взаимоотношений между педагогом и другими участниками образовательного процесса: детьми, родителями, коллегами и администрацией. Педагогическая этика - это правила, которые позволяют:
На принципах педагогической этики основывается этический кодекс педагога. Он регламентирует такие области – требования к личности педагога, общение педагога в воспитанниками, коллегами и администрацией, авторитет, честь и репутацию. Личность педагога Педагог приходит в профессию по призванию, предан своей работе и ответственно исполненяет свои обязанности. Педагог требователен по отношению к себе и стремится к самосовершенствованию, самоопределению и самовоспитанию. Педагог несет ответственность за качество и результаты доверенной ему педагогической работы - воспитания. Педагог несет ответственность за физическую, интеллектуальную, эмоциональную и психологическую защиту своих воспитанников. Авторитет, честь, репутация
Общение педагога с воспитанниками
Общение между педагогами
Взаимоотношения с администрацией
Отношения с родителями и лицами их заменяющими
постоянно заботится о культуре своей речи и общения. В его речи нет ругательств, вульгаризмов, грубых и оскорбительных фраз.
проблемы детского сада, личные проблемы и проблемы своих коллег, а также не участвуют в обсуждении и оценке других родителей воспитанников.
Правила «Педагогического общения» Памятка для педагогов ДОУ
Консультация для воспитателей «Этикет для дошкольников». «Душа ребёнка чиста как белый снег, падающий с неба. И писать на ней надо белой палочкой, такой же чистой, как она сама. Проведёшь один раз чёрной палочкой, то всю душу замараешь. Если вдуматься, белой палочкой и является – народная педагогика. И добрые обычаи, традиции, сказки, поучения…Всё чем жив человек…» (Михаил Юхма) Человек любого возраста, живущий в обществе, должен считаться с нормами поведения, принятыми этим обществом, и следовать им. Старший дошкольный возраст – это тот возраст, когда у детей формируется гибкое отношение к выполнению правил этикета, стремления понять их. Ребенок собственным трудом ума, сердца, духа удовлетворяет свои желания и развивает свои способности. Этикет - это порядок поведения, удобный для всех. Соблюдать этикет-значит соблюдать правила поведения. Главное правило: стараться не ставить человека в неудобное положение, т. е. поступать так, чтобы ему было хорошо рядом с тобой. Любовь и уважение к людям помогают нам соблюдать этикет. В поведении важно все, поскольку в нем проявляется отношение к окружающим людям. Наши поведенческие действия должны быть красивы, чтобы людям приятно было на нас смотреть и общаться с нами. Этикет- порядок поведения людей Правила этикета для детей - это не только вежливые слова, а и поведение в общественных местах, за столом, общение со сверстниками и взрослыми. Необходимо, чтобы этикет преподносился не как вариант поведения в случае, когда приходят гости, а как обычные повседневные правила. Ведь быть культурным желательно не по определенным дням, а всегда. Самое первое правило хорошего тона, которое должен уяснить для себя ребенок - это уважение ко всем людям. Ребенок, перешагнув границу в 4 года, начинает относиться к нормам поведения все более осознанно. Пример родителей продолжает оставаться одной из главных «направляющих» в этом возрасте. Воспитатель для дошкольника – первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. На нём лежит огромная ответственность за сегодняшнюю и будущую жизнь воспитанника, которая требует от педагога высокого профессионализма и огромных душевных сил. Ребёнок - великий наблюдатель и подражатель – замечает любые мамины , папины и наши с вами , педагоги поступки, слышит все их слова, перенимает от них суждения и манеру поведения. Старайтесь:
Помните:
Воспитывая детей, стремитесь:
В детском саду запрещается:
«В игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения, он в игре как бы выше на голову самого себя. Игра содержит в себе все тенденции развития, ребенок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения» Л. С. Выготский Посещая дошкольное образовательное учреждение, каждый ребенок должен иметь возможность полноценно жить и развиваться, активно участвовать в специфически детских видах деятельности: игровой, коммуникативной, продуктивной, двигательной, познавательно-исследовательской. Давайте рассмотрим ФГОС ДО и какая роль отведена игровой деятельности. «I.Общие положения» Один из основных принципов Стандарта:
«II. Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему»
Также обозначено, какие именно игры организуются в рамках реализации программы
Это важнейшая часть работы педагогов, от реализации которой зависит успешное развитие ребенка, а значит - успешное формирование целевых ориентиров, то есть фактическая реализация ФГОС ДО. Стандарт дошкольного образования в отличие от Стандарта начальной школы не зря называют «Стандартом условий». Основной посыл ФГОС ДО – амплификация (обогащение) условий развития дошкольников. Поэтому на третий раздел Стандарта – «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» нам педагогам следует обратить особое внимание. Именно в этом разделе среди условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста (п. 3.2.5), называются:
«IV. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования» «Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: …
«для реализации образовательной программы, построенной на игре, дети должны уметь играть. Для того чтобы выполнить свою ведущую роль и действительно стать средством развития ценных личностных качеств, сама игра должна иметь определенный уровень развития, соответствующий возрасту» Таким образом, работа по освоению содержания образовательных областей должна опираться и включать в себя достаточный спектр игр, которые системно и естественно должны быть включены в целостный образовательный процесс (непосредственно образовательную деятельность, образовательную деятельность в процессе режимных моментов, самостоятельную деятельность). При проведении непосредственно образовательной деятельности игра используется:
При проведении непосредственно-организованной образовательной деятельности воспитатель занимает позицию организатора, мудрого наставника, партнера-исследователя, который вместе с детьми добывает новую информацию и искренне удивляется совместно полученным результатам.
Здесь воспитатель выступает как игровой партнер, носитель игровой культуры, которую передает детям в процессе совместной деятельности. Воспитатель организует педагогическую поддержку детских игр
Сопровождается организацией педагогической поддержки самодеятельных детских игр (сюжетно-ролевых, режиссерских, игр-экспериментирований), а также организуемых по инициативе самих детей игр с правилами, подвижных, досуговых, народных. Воспитатель поощряет проявления разнообразной игровой активности, инициативности, самостоятельности; предоставляет возможность свободного выбора тематики, партнеров, способов и средств реализации собственной деятельности. Когда мы говорим об использовании всего спектра игр можно рассмотреть классификацию игр, их существует несколько. Ф.Фребель в основу классификации положил принцип дифференцированного влияния игр на развитие ума (умственные игры), внешних органов чувств (сенсорные игры), движений (моторные игры). По педагогическому значению классифицировал игры К.Грос: игры подвижные, умственные, сенсорные, развивающие волю – «игры обычных функций»; семейные игры. Н.А.Короткова, Н.Я. Михайленко классифицируют игры по признаку свободы действий: творческие (сюжетно-ролевые, театрализованные, режиссерские) и игры с правилами (игры на физическую компетенцию, на умственную компетенцию, игры на удачу). Мы посмотрим классификация игр детей дошкольного возраста (по Е.В. Зворыгиной и С.Л. Новоселовой).
Самостоятельные игры: Игра – экспериментирование Самостоятельные сюжетные игры: Сюжетно – отобразительные Сюжетно – ролевые Режиссёрские Театрализованные
Игры обучающие: Сюжетно-дидактические Подвижные Музыкально-дидактические Досуговые игры Игры – развлечения Интеллектуальные Празднично – карнавальные Театрально – постановочные
Воспитатель поощряет проявления разнообразной игровой активности, инициативности, самостоятельности, предоставляет возможность свободного выбора тематики, партнеров, способов и средств реализации собственной деятельности. Так создаются условия для формирования возрастных новообразований. Основные методы руководства игровой деятельностью дошкольников Косвенные приемы - без непосредственного вмешательства в игру:
Прямые приемы- непосредственное включение педагога в игру показ способов действия;
Чтобы добиться игры подлинной, эмоционально насыщенной , включающей интеллектуальное решение игровой задачи, педагогу необходимо комплексно руководить формированием, а именно: целенаправленно обогащать тактический опыт ребенка, постепенно переводя его в условный игровой план, во время самостоятельных игр побуждать дошкольника к творческому отражению действительности. Что касается содержания работы по развитию и педагогической поддержке детской игры, то она организуется в соответствии с возрастом воспитанников: Группа раннего возраста - приобщение детей к разным играм: предметным (в том числе с составными и динамическими игрушками), простейшим сюжетным, подвижным; перевод предметных действий в действия смысловые в контексте игровой ситуации. Малышей необходимо учить игровым действиям используя разные методические приемы: показ действий воспитателем в ходе игр. Экскурсии позволяют детям наблюдать за трудом людей разных профессий на рабочих местах. Для побуждения детей к игре в этом возрасте воспитатель должен создать игровую ситуацию. Можно произвести прямое руководство игровой деятельностью детей, то есть взять на себя главную роль. 2-я младшая группа - обогащение игрового опыта детей через совместные со взрослым игры (индивидуальные и малыми подгруппами), формирование и развитие игровых действий, простейшего игрового взаимодействия, понимания условности игровой ситуации. Во II младшей группе дети более самостоятельны, они берут на себя роли и стараются действовать в соответствии с ними. В этой группе воспитатель должен уделять тоже большое внимание обучению детей игровым действиям, созданию частичной игровой ситуации. Недостающие предметы и игрушки дети подбирают сами. Руководя игрой, нельзя подавлять инициативу детей, наводящими вопросами и советами надо помочь им развить сюжет. Развивая сюжет, воспитатель должен содействовать усложнению игровых умений детей. В этом возрасте необходимо учить детей распределять между собой роли с учетом желаний каждого ребенка, его знаний, личных качеств. Средняя группа – освоение и развитие р |
МБДОУ детский сад № 11 "Црр" г.Конаково Адрес: 171252, Тверская область, г.Конаково, ул. Баскакова, д.20 Телефон: 8(48242)44591, 44421(тел/факс) E-mail: mdou11.crr@yandex.ru Поиск по сайту:
Горячая линия по организации работы образовательных учреждений в условиях сложной эпидемиологической обстановки 8-48-242-4-97-95 Воспитатель Младший воспитатель Повар Электронные образовательные ресурсы Официальный
сайт Министерства просвещения Российской Федерации Официальный сайт Министерства высшего образования и науки Российской Федерации https://minobrnauki.gov.ru/ Министерство образования Тверской области https://минобр.тверскаяобласть.рф/ Федеральный портал "Российское образование" http://www.edu.ru/ Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" http://window.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/ Официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Федеральный портал информационно- просветительской поддержки родителей "Растим детей" |