Страница старшего воспитателя Тагай Лидии Владимировны.

Рекомендации для родителей.
Какие игрушки необходимы детям.
Развитие богатого эмоционального мира ребѐнка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ребѐнку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя. Вспомните свои любимые игрушки! Это не обязательно дорогие и шикарные куклы и машины. У кого-то это невзрачный мишка, переданный по наследству мамой, малюсенький пупсик с огромным количеством немыслимых нарядов из тюля ит.д. Выбор игрушек для ребѐнка – очень важное и серьѐзное дело. Только сам ребенок способен выбрать из огромного количества игрушек именно то, что ему необходимо. Этот выбор внутренне обусловлен теми же эмоциональными побудителями, что и выбор взрослыми друзей и любимых.
У каждого ребѐнка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет преодолеть ему страх одиночества, когда родители куда-то уйдут, страх темноты, когда выключается свет и надо уснуть, но не в одиночестве, а с подружкой-игрушкой. На них иногда злятся, их наказывают и даже ломают, забрасывая в дальний угол, но их вспоминают в минуты детского горя, достают из угла, чинят, дорисовывают стѐршиеся глаза и губы, шьют новые наряды, пришивают уши и хвосты.
Трудно представить, что подобное отношение ребенок может испытать к роботу - трансформеру, игрушке "Денди", взмывающему ввысь самолѐту, ревущей машине.
В "подружки" маленькие мальчики и девочки скорее выберут Барби, Мишку, котенка, зайчонка, то есть существо, близкое ему и понятное. Поэтому, узнав о заветной мечте ребѐнка иметь ту или иную игрушку, подумайте сначала, нужна ли она ему.
Несомненно, у ребѐнка должен быть определѐнный набор игрушек, способствующих развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора, позволяющих ему проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым.
Игрушки из реальной жизни.
Кукольное семейство (может быть и семья зверюшек), кукольный домик, мебель, посуда, машины, лодка, касса, весы, медицинские и парикмахерские принадлежности, часы, стиральные машины, плиты, телевизоры, мелки и доска, счѐты, музыкальные инструменты, железные дороги, телефон и т.д.
Игрушки, помогающие"выплеснуть"агрессию.
Солдатики, ружья, мячи, надувные груши, подушки, резиновые игрушки, скакалки, кегли, а также дротики для метания и т.д.
Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения. Кубики, матрѐшки,пирамидки,конструкторы,азбуки,настольныеигры,разрезныекартинки или открытки, краски пластилин, мозаика, наборы для рукоделия, нитки, кусочки ткани, бумага для аппликаций, клей и т.д.
При покупке игрушек пользуйтесь простым правилом: игрушки следует выбирать, а не собирать!
Игрушки, какими их представляют себе взрослые, сточки зрения ребѐнка никуда не годятся. Великолепные автоматические и полуавтоматические полностью собранные игрушки не могут удовлетворить творческие и эмоциональные потребности ребѐнка. Ребѐнку нужны такие игрушки, на которых можно отрабатывать, отшлифовывать основные необходимые свойства характера. Для этого автоматические игрушки совершенно не пригодны.
Игрушки для самых маленьких прежде всего должны развивать органы чувств: глаза, уши, руки. И пока основная его потребность - чувствовать тепло, первые игрушки малышей должны быть мягкими и тѐплыми, тогда они будут полностью соответствовать стремлению малыша всѐ познать через осязание. Самые лучшие игрушки для маленьких – это те, которые можно кусать. Они должны быть сделаны из мягких материалов – пластмассы, резины, хорошо мыться, быть лѐгкими, не иметь удлиненной плоской формы, чтобы, засовывая их в рот, ребѐнок не мог подавиться. Окраска игрушек должна быть яркой. Хорошо, если они будут звучащими.
Для годовалого малыша интересны и полезны будут пластмассовые пирамидки из 3-4 составляющих колец разного цвета, мисочки разных размеров, вкладывающиеся друг в друга, разноцветные кубики. Манипуляция с этими игрушками не только развивает интеллект ребѐнка, но и доставляет удовольствие и радость, когда у малыша что-то получается так же, как у взрослого. Очень полезны игрушки неваляшки.
Для 2-летних детей очень хороши большой разноцветный мяч, который не закатывается под мебель, 7-8-составные пирамидки, мягкие, пушистые игрушки, которые дети уже не тянут в рот, а вот засыпают с ними очень хорошо. Большая пластмассовая машина или коробка уже с этого возраста будет приучать ребѐнка к аккуратности, самостоятельности, т.к. в них должны складываться после игры кубики, мячи, резиновые и мягкие игрушки. Хорошо, если уже в этом возрасте у малыша будет своѐ игровое место в квартире, а у игрушек тоже свой домик.
К трём годам набор игрушек расширяется. К ярким, разноцветным, с чѐткой формой игрушкам прибавляются простейшие конструкторы, которые малыши собирают вместе со взрослыми, всегда при этом испытывая удовольствие и восторг от того, что из странных кусочков может получиться замечательная, понятная ребѐнку фигура-игрушка. На этом возрастном этапе ребѐнок начинает активно включаться в мир реальных жизненных ситуаций, узнаѐт, что люди заняты в жизни работой и имеют разные профессии, сталкиваются с проблемами и находят выходиз конфликтов. Поэтому чаще всего ребѐнок выбирает сюжеты для ролевых игр из той жизни, которая его окружает. Дети играют в "дочки-матери", "в папу и маму", в "магазин",в"доктора","детскийсад"и.т.п.Игрушкивэтомвозрастеувеличиваются в размерах (большая кукла, большой медведь и т.д.). Правильной будет покупка парикмахерских наборов, чайных и столовых сервизов, принадлежностей доктора Айболита, мебели и других предметов, отображающих различные стороны реальности. Стремление ребѐнка жить общей со взрослыми жизнью свидетельствует о новом этапе в развитии эмоций и социальной адаптации. Основное требование – "бытовые игрушки" должны быть похожи на "оригинал" и быть достаточно прочными.
К четырём годам ролевая игра становится основным видом деятельности ребѐнка. Усложняется содержание игры, многие игрушки становятся ненужными, т.к.детская фантазия способна превратить конкретные предметы в воображаемые. Так, карандаш может стать волшебной палочкой, зелѐные листья – деньгами, нарисованные орнаменты на бумаге – коврами в кукольной квартире. Именно поэтому в таком возрасте наибольшую пользу ребѐнку принесут не дорогие и бесполезные игрушки, а функциональные, пусть даже сделанные своими руками.
К пяти годам крупные игрушки постепенно перестают занимать ребѐнка и перемещаются из игровой зоны на кресла, кровати, шкафы. А вот наборы зверушек, солдатиков, кукольных семей завоѐвывают интерес и эмоции ребѐнка. Появляется большая возможность для проигрывания разных вариантов с одними и теми же игрушками; у детей развивается фантазия и воображение, мышление перестаѐт быть конкретным, а эмоциональный мир обогащается.
Шестилетнему ребёнку полезнее и интереснее не статичные и конкретные игрушки – он будет рад необычному конструктору, моделям кораблей и самолѐтов, красивым фломастерам и занимательной настольной игре, разборному роботу- трансформеру, набору для шитья и вязания. Детям очень нравятся игрушки, сделанные собственными руками, особенно, если они становятся полезными для других. Дети любят в этом возрасте делать игрушки-подарки (кухонные прихватки, салфетки, украшения). Радость и гордость вызывает в ребѐнке тот факт, что он умеет делать добро окружающим и любимым людям. Поэтому любое желание ребѐнка что-то смастерить, сшить, склеить и кому-то подарить должно приветствоваться родителями, если они хотят развить в ребѐнке трудолюбие, усидчивость и желание что-то в жизни давать другим. Игрушечные магазиныуходятнавторойплан,анаибольшийинтересудетейвызываютприлавкис
канцелярскими принадлежностями, строительными материалами, нитками и пуговицами. Ребенок сам готовит себя к смене вида деятельности и школьному обучению.
В дальнейшем ребенок сам сделает "инвентаризацию" своих игрушек. Никогда не заставляйте ребѐнка своими руками выкидывать сломанные или устаревшие игрушки! Для него это символы его развития, с каждой связаны положительные эмоции и переживания.
В школьном возрасте дети учатся играть без игрушек. Им всѐ больше начинают нравиться подвижные игры со сверстниками с помощью мячей, скакалок, черепков, ножичков и т.д. В играх ребенок учится выигрывать и проигрывать, подчинятся правилам, признавать выигрыш другого ребѐнка, общаться и работать совместно с взрослыми и сверстниками.
Помните,что все,кроме любимой игрушки,надо периодически менять и обновлять. Если вы заметили, что малыш долго не берѐт в руки какую-то игрушку, значит, она ему сейчас просто не нужна. Спрячьте ее подальше, а через некоторое время, ее появление вызовет новый эмоциональный или познавательный интерес у ребѐнка.
И еще один совет. Не водите ребѐнка слишком часто в игрушечный магазин с множеством соблазнительных, но очень дорогих игрушек. Сколько слѐз и страданий малышей видели сидящие на прилавках новомодные куклы, машины и звери! Эти переживания, когда ребенок не может получить то, что очень хочется, ему совсем не нужны. Только, когда вы сами готовы подарить ребѐнку радость, ведите его в магазин и делайте ему праздник.
Есть поговорка "Нельзя всю жизнь в игрушки играть". Это правда, но согласитесь, взрослые, как иногда приятно получить смешной сувенир от приятного человека! Дарите своим детям радость не только в дни рождения и в Новый год, но и просто так, от хорошего настроения.

Создание условий для игровой деятельности детей.
Бесспорным является утверждение, что сюжетной игре детей необходимо обучать.
Но на занятиях игре обучить нельзя. Как быть? Прежде всего, чтобы дети играли, необходимо:
— понимать специфику детской игры;
— иметь представление о ее развивающем значении;
— знать о том, какой она должна быть на каждом возрастном этапе;
— уметь играть соответствующим образом.
Основным критерием оценки уровня игровой деятельности должны выступать игровые умения, т. е. преобладающий у ребенка способ построения игры, а также в зависимости от замысла включение условных действий с предметами, ролевые диалоги, комбинации различных событий. Поэтому цель педагогического воздействия — формирование игровых умений.
В 1,5—3 года ребенок может осуществлять условные действия с предметами и игрушками, выстраивая их в простейшую смысловую цепочку, вступая в кратковременное взаимодействие со сверстниками.
В 3—5 лет ребенок может принимать и последовательно менять игровые роли, реализовывать их через действия с предметами и ролевую речь, вступая в ролевое взаимодействие с партнером-сверстником.
В 5—7 лет — развертывать в игре разнообразные последовательности событий, комбинируя их согласно замыслу, реализовывать сюжетные события через ролевое взаимодействие и предметные действия.
Естественным образом игра передается в разновозрастной группе. В ситуации отсутствия более старших детей их место занимает воспитатель. Отсюда:
I принцип организации сюжетной игры в ДОУ. Воспитатель должен играть вместе с детьми. Важным является характер поведения взрослого во время игры: он должен занимать позицию «играющего партнера», у которого превосходство заключается лишь в умении интересно играть. Стратегия воспитателя должна заключаться в том, чтобы дети были поставлены перед необходимостью использовать более сложный, новый способ построения игры. Другими словами, в 1,5—3 года ребенок может «открыть» условное игровое действие с предметом-заместителем, если в совместной игре он видит его у партнера-взрослого и в естественностью осуществить такое действие. В 3—5 лет детей можно «втягивать» в игру, которую взрослый развертывает в виде цепочки ролевых диалогов. Тем самым он открывает ребенку роль, возможность использовать ее в качестве «строительного» блока игры. После 5-ти лет воспитатель может втягивать детей в игру-придумывание, которая помогает детям освоить новый способ — творческое комбинирование различных событий.
II принцип. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом этапе игру следует развертывать так, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения. Чтобы успешно играть с кем-то, ребенку необходимо хорошо понимать смысл действий партнера и самому быть понятным другому. По этому взрослому в совместной игре необходимо оговаривать свои действия и стимулировать к этому ребенка. Также важной является как можно более ранняя ориентация на сверстника.
III принцип. Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства не обходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам — взрослому или сверстникам. Реальной опорой действий воспитателя при развитии игровых умений детей является сюжет, причем с точки зрения его строения.
1. На этапе формирования условных игровых действий взрослый должен развертывать преимущественно «однотомные и одноперсонажные» сюжеты как смысловую цепочку действий.
2. На этапе формирования ролевого поведения опорой для воспитателя должен стать многоперсонажный сюжет как система взаимосвязанных ролей, который развертывается через взаимодействие персонажей.
3. На этапе формирования умения строить новые сюжетные игры воспитатель должен развертывать «многотемные» сюжеты», предполагающие комбинирование разнообразных событий. Воспитатель должен свободно оперировать элементами игровых сюжетов — событиями, персонажами, их действиями.
В педагогическом процессе по отношению к игре существуют 2 взаимосвязанные составляющие:
1) совместная игра взрослого с детьми, в процессе которой формируются новые умения и навыки;
2) самостоятельная детская игра, в которую воспитатель не включается, а лишь обеспечивает условия для ее активизации. Важно помнить, что обе составляющие присутствуют на всех возрастных этапах дошкольного детства. Другое дело, что меняется сама форма совместной игры взрослого с детьми, постепенно увеличивается доля самостоятельной игры.

«Актуальность нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста»
Патриотическое воспитание дошкольников - актуальная проблема в условиях современной России. Актуальность заключается в том, что в настоящее время наша страна переживает непростой исторический период. Война, антирусская пропаганда Запада. Проблемы обесценивания традиционных норм и ценностей, неопределенность в оценке событий исторического прошлого русского народа негативно влияют на нравственные и патриотические ценности подрастающего поколения.
В содержании ФОП ДО отмечена острая необходимость активации процесса воспитания патриотизма дошкольников, потому что именно в детском возрасте закладываются чувство любви к Родине, система ценностей, жизненные ориентиры. Своевременное и грамотное нравственно-патриотическое воспитание дошкольников - основа формирования будущего гражданина своей страны.
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, немаловажную роль играет влияние семьи и образования. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры
Цель патриотического направления воспитания - содействовать формированию у ребенка личностной позиции наследника традиций и культуры, защитника Отечества, ответственного за будущее своей страны.
Воспитание патриотизма в современном мире. Во всех странах в той или иной форме существует патриотическое воспитание, являющееся частью общего воспитательного процесса. Его суть состоит в том, чтобы объяснить подрастающему поколению, что такое патриотизм, сформировав у него патриотическое сознание, преданность Родине и готовность при необходимости выполнить свой гражданский долг. Как правило, патриотическое воспитание проводится на государственном и на региональном уровне. То есть, детей учат любить не только страну, но и родной край.
В возрасте от 3 до 4 лет В области социально-коммуникативного развития основными задачами являются: в области формирования основ гражданственности и патриотизма: обогащать представления детей о малой родине и поддерживать их отражения в различных видах деятельности.
В области познавательного развития основными задачами образовательной деятельности являются: конкретизировать представления детей об объектах ближайшего окружения: о родном населенном пункте, его названии, достопримечательностях и традициях, накапливать эмоциональный опыт участия в праздниках.
в возрасте от 4 до 5 лет В области социально-коммуникативного развития основными задачами образовательной деятельности являются: В области формирования основ гражданственности и патриотизма:
воспитывать уважительное отношение к Родине, символам страны, памятным датам;
воспитывать гордость за достижения страны в области спорта, науки, искусства и других областях;
развивать интерес детей к основным достопримечательностями населенного пункта, в котором они живут.
В области познавательного развития основными задачами образовательной деятельности являются:
развивать представления детей о своей малой Родине, населенном пункте, в котором живут, его достопримечательностях, поддерживать интерес к стране; знакомить с традициями и праздниками, принимать участие в подготовке к праздникам, эмоционально откликаться на участие в них.
в возрасте от 5 до 6 лет В области социально-коммуникативного развития основными задачами образовательной деятельности являются:
в области формирования основ гражданственности и патриотизма:
- воспитывать уважительное отношение к Родине, к людям разных национальностей, проживающим на территории России, их культурному наследию;
- знакомить детей с содержанием государственных праздников и традициями празднования, развивать патриотические чувства, уважение и гордость за поступки героев Отечества, достижения страны;
поддерживать детскую любознательность по отношению к родному краю, эмоциональный отклик на проявления красоты в различных архитектурных объектах и произведениях искусства, явлениях природы.
В области познавательного развития основными задачами образовательной деятельности являются:
развивать способы взаимодействия с членами семьи и людьми ближайшего окружения в познавательной деятельности, расширять самостоятельные действия различной направленности, закреплять позитивный опыт в самостоятельной и совместной со взрослым и сверстниками деятельности.
в возрасте от 6 до 7 лет В области социально-коммуникативного развития основными задачами образовательной деятельности являются:
в области формирования основ гражданственности и патриотизма:
- воспитывать патриотические и интернациональные чувства, уважительное отношение к Родине, к представителям разных национальностей, интерес к их культуре и обычаям;
- расширять представления детей о государственных праздниках и поддерживать интерес детей к событиям, происходящим в стране, развивать чувство гордости за достижения страны в области спорта, науки и искусства, служения и верности интересам страны;
- знакомить с целями и доступными практиками волонтерства в России и включать детей при поддержке взрослых в социальные акции, волонтерские мероприятия в ДОО и в населенном пункте;
развивать интерес детей к населенному пункту, в котором живет, переживание чувства удивления, восхищения достопримечательностями, событиями прошлого и настоящего; поощрять активное участие в праздновании событий, связанных с его местом проживания.
В области познавательного развития основными задачами образовательной деятельности являются:
расширять представления о культурно-исторических событиях малой Родины и Отечества, развивать интерес к достопримечательностям родной страны, ее традициям и праздникам; воспитывать эмоционально-положительное отношение к ним.
Патриотическое воспитание представляет собой комплексный процесс. Оно подразумевает гармоничное воспитание личности, формирование чувства ответственности за страну и сограждан. Как правило, в этот процесс включено изучение родной литературы, культуры и истории, а также географии своей страны и её достопримечательностей. Благодаря этому во взрослом возрасте человек всегда будет помнить, в какой стране вырос, и будет ощущать свою принадлежность к ней.
В настоящее время задачи патриотического воспитания ориентированы на семью. Семья — источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта. И решение этих задач возможно лишь во взаимодействии с семьей. Акцент во взаимодействии с родителями необходимо ставить на проведение досуговых форм, поскольку они способствуют установлению доверительного контакта между всеми участниками педагогического процесса. Суть его в том, что каждая семья, учитывая собственные познавательные интересы и приоритеты, готовит материал по заранее выбранной теме. Совместная деятельность взрослых и детей способствует их сближению, появлению общих интересов. Общение родителей и детей наполняется познавательным эмоционально насыщенным содержанием.
Так же не стоит забывать и о русских народных обрядовых празднованиях таких как, Масленица, Троица.
Подводя итоги можно сказать, что Патриотизм – это естественное чувство, которое заставляет человека любить свою Родину и быть готовым жертвовать ради неё собственными интересами. Становление личности ребёнка происходит через осознание своей сопричастности семье, детскому саду, селу, народу, своей Родине. Чувство сопричастности и есть основа будущего патриотизма.

Применение инновационных технологий
в дошкольном учреждении.
Любая инновация, как новшество, подразумевает введение в среду какого-то принципиально нового элемента.
Инновационные технологии в дошкольном учреждениии представляют собой совокупность методов и приемов, направленных на эффективное решение следующих задач и проблем:
- развитие интеллекта, инициативности, самостоятельности, творческого потенциала детей;
- стимулирование и повышение любознательности, интереса к исследованиям, разных видов игровой активности воспитанников;
- повышение креативности, критического мышления, умения нестандартно решать проблемы;
- развитие коммуникативной составляющей, направленной на успешную социализацию ребенка в коллективе и обществе.
Роль воспитателя в данной концепции меняется: он уже не наставник, а соучастник процесса познания мира и вместе с ребенком делает открытия. Малыш чувствует больше свободы, он не скован запретами и ограничениями. Знания даются не в готовом виде, а добываются малышом в ходе исследований.
Требования
Инновационные технологии для детского сада должны соответствовать следующим критериям ФГОС:
- быть концептуальными, т.е. основываться на научной концепции;
- быть системными, с взаимосвязанными, логично выстроенными связями и элементами;
- быть управляемыми: при постановке целей и задач конечный результат может меняться в зависимости от процесса решения проблем;
- быть воспроизводимыми: полученные итоги должны быть одинаково эффективными вне зависимости от личности воспитателя, который занимается внедрением метода.
Виды инновационных технологий
В дошкольном образовательном учреждении интегрировано или дифференцированно применяются следующие разновидности инновационных технологий:
- здоровьесберегающие;
- информационно-коммуникационные;
- развивающие;
- коррекционные;
- игровые;
- личностно-ориентированные;
- проектная деятельность;
- исследовательская деятельность.
РАЗБЕРЕМСЯ ПОДРОБНЕЕ В МЕТОДИКАХ
Здоровьесберегающие
Технологии направлены на укрепление здоровья воспитанников, привитие им навыков здорового образа жизни, умений его поддерживать. Используются следующие методы:
- физкультурные пятиминутки между занятиями;
- спортивные соревнования и праздники с участием родителей или без них;
- различные виды гимнастик: пальчиковая, утренняя, дыхательная, для глаз, динамическая;
- зарядка после дневного сна;
- закаливающие и водные процедуры;
- прогулки в парках, в лесу;
- занятия на стадионе.
Педагоги с успехом используют стретчинг, релаксацию, корригирующую и ортопедическую гимнастику, точечный самомассаж.
Основные условия: создание благоприятного эмоционального фона у детей, работа в хорошо проветриваемых помещениях, применение современного спортивного инвентаря, полностью отвечающего требованиям безопасности. Например, можно воспользоваться балансировочной панелью «Лабиринт», которая развивает чувство равновесия и координации движений.
Информационно – коммуникационные
Использование планшетов, компьютеров, ноутбуков, смартфонов — привычный жизненный фон дошкольника. Успешное применение средств технического оснащения в детском саду — залог приобретения детьми востребованных в дальнейшей жизни и учебе навыков и умений. В ДОУ используется следующее оборудование:
- компьютеры, ноутбуки;
- интерактивные доски и панели;
- цифровые лаборатории;
- фото-, аудио- и видеоаппаратура;
- проекторы.
Современное техническое обеспечение дает возможность строить обучающий процесс, задействую сразу несколько видов восприятия: слуховое, зрительное, осязательное. В первом случае ребенок, слушая музыку, развивает музыкальный слух, учится различать и запоминать мелодии. Рассматривая изображения в презентациях, дети учатся сортировать, классифицировать предметы. Работая с интерактивной панелью, малыши развивают мелкую моторику, ловкость пальцев.
Применение средств информационно-коммуникационных технологий отличается следующими преимуществами перед традиционными способами подачи информации:
- легкостью и доступностью. Развивающие приложения и программы в игровой увлекательной форме учат малыша чтению, математике, письму, прививают любовь к знаниям, тренируют любознательность;
- возможностью длительной концентрации внимания. Дети могут долго наблюдать за анимацией на экране. Это тренирует терпение, усидчивость, внимательность;
- создание индивидуальных условий, благоприятных для развития ребенка. Подбираются программы для конкретного воспитанника с целью проработки проблем, закрепления имеющихся навыков и развития новых умений.
Важно! Согласно гигиеническим нормативам, длительность нахождения ребенка-дошкольника за компьютером не должна превышать 5 минут.
Развивающие
В отличие от традиционных методов, когда дошкольнику предоставляется готовый результат и предлагается запомнить его, развивающие технологии подразумевают стимулирование малыша на самостоятельную работу и поиск оптимальных решений. Ребенку предлагается самому выбрать подходящий способ действий, понять и оценить, почему другие варианты не работают, проанализировать полученный результат.
Коррекционные
Цель коррекционных технологий — снятие психоэмоционального напряжения у детей. Применяются следующие методы:
- сказкотерапия. Проводится для детей старших групп по 2-4 занятия в месяц. Каждое занятие длится около получаса. Рассказчиком выступает воспитатель, ребенок или группа воспитанников, за которыми остальные дети повторяют необходимые движения;
- музыкальная терапия. Применяется в совокупности с другими методами снятия напряжения, повышения эмоционального настроя, оздоровительными мероприятиями;
- цветотерапия. Грамотно подобранные цвета способствуют снижению психоэмоционального напряжения дошкольников и применяются совокупно с другими технологиями, например, с закаливанием.
Игровые
В современной образовательной системе во главу угла ставится игра, как основной метод продуктивного развития ребенка. Занятия в игровом формате дети воспринимают как отдых и развлечение, поэтому информация усваивается быстрее и легче, чем при традиционных способах обучения. В играх дети учатся коммуницировать друг с другом, развивают свой творческий и интеллектуальный потенциал. Игровые методики делятся по следующим критериям:
- по виду деятельности (интеллектуальные, физические, психологические);
- по педагогическому процессу (познавательные, обучающие, воспитательные, тренировочные, диагностические, контролирующие);
- по виду игры (с заранее установленными правилами; с правилами, которые меняются в ходе игры; с правилами, часть которых не меняется, а часть изменяется по ходу действия);
- по содержанию (музыкальные, математические, логические, художественные и т.п.);
- по типу оборудования, инструментария и вспомогательных элементов (математические, театральные, сюжетно-ролевые, компьютерные, лабораторные, настольные и т.д.).
По отзывам педагогов, хорошо себя зарекомендовали такие игровые методы:
- монтессори, предлагающий стимулировать ребенка самостоятельно познавать мир и воспринимать малыша таким, какой он есть. Используя творческий подход и простое оборудование, можно создать развивающую среду, благотворно влияющую на обучение и образование детсадовца;
- система «Соты Кайе», которая формирует у детей ассоциативное мышление, тренирует аккуратность, усидчивость, способствует осмысленному восприятию мира, развивает конструкторские навыки;
- счетный материал. Используются палочки, кубики, шарики, другое простое оборудование, манипулируя которым, ребенок учится счету, умению ориентироваться в двух- и трехмерном пространстве, развивает логическое мышление;
- использование лэпбуков и бизибордов. Лэпбук — это изготовленная из плотного картона папка с многочисленными кармашками, застежками, конвертами. В них хранится информация по изучаемому вопросу. Ребенок может передвигать, открывать, изучать и работать с изображениями, решая в игровой форме задачи и получая новые знания. Бизиборд — это доска с разнообразными замками и материалами разной формы, размера и текстуры. Открывая замочки, воспитанник тренирует терпение, развивает мелкую моторику, координацию. Контакт с резиновыми, меховыми, шелковыми, деревянными предметами важен для развития осязания.
Набор бизибордов, состоящий из большого количества шестеренок, защелок, дверец, подарит ребенку новые тактильные ощущения:
Игровые технологии учат ребенка отличать вымысел от действительности, трезво и здраво подходить к жизненным ситуациям, решать проблемы оптимальными способами, активно и продуктивно взаимодействовать с другими детьми.
Личностно - ориентированные
Согласно концепции, во главу угла поставлена личность малыша, создание комфортной и бесконфликтной среды, максимально способствующей его развитию и реализации интеллектуального, социального, творческого потенциала.
Ребенок — приоритетный субъект образовательной системы, а не средство достижения цели.
В рамках технологии педагог выступает не как наставник, а как равноправный партнер, который подбирает игры и оборудование, подходящее конкретному ребенку. Занятия могут включать в себя творческую деятельность, театральные сценки, сочинение сказок, другие действия. Например, можно совместно украшать пряники или печенье. Каждый воспитанник создаст свой индивидуальный десерт, проявляя творческий подход и учась работать в коллективе.
Проектная деятельность.
Исследовательская деятельность
Исследования могут применяться в рамках проектной деятельности или как отдельная инновационная технология. Активное познание окружающей среды методом исследований — залог развития логического мышления, умения искать причинно-следственные связи, способности делать верные и обоснованные выводы из наблюдений. Участвуя в экспериментах, ребенок видит своими глазами процесс и результат, который надолго остается в памяти. Исследовательская деятельность состоит из таких этапов:
- Постановка проблемы с помощью родителей и педагогов. Выбирается интересующая малыша тематика.
- Поиск и предложение разных вариантов решений, исходя из имеющихся сведений.
- Решение задачи оптимальным способом.
- Проверка результата.
- Выводы на основании имеющихся данных.
- Объяснение и обобщение полученной информации.
Ребенок учится обосновывать свое мнение, не бояться ошибиться в процессе исследований, подходить творчески к решению задач. Исследования формируют живой и активный интерес к окружающему миру, учат коммуникации, развивают внимательность.
Педагог может использовать следующие методы исследовательской деятельности:
- проведение опытов и экспериментов;
- беседы;
- наблюдения;
- использование дидактического материала и игр;
- моделирование разных ситуаций, в ходе которых ребенку нужно самостоятельно отыскать решение проблемы;
- раздача трудовых поручений.
В каждом исследовании есть заключительный этап, который включает в себя формулировку выводов и подведение итогов в устной или письменной форме. Ребенок учится не бояться публичных выступлений, тренирует речевые навыки. Можно использовать карточки фиксации результатов — полученные итоги оформляются в виде рисунков и графиков. Информация демонстрируется аудитории, ребенок отвечает на вопросы публики.
КАК РАБОТАТЬ С ИННОВАЦИОННЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ
Разнообразие инноваций зачастую ставит педагогов в тупик: какой метод использовать в работе, чтобы получить эффективный результат? Предлагается учитывать особенности детского контингента, уровень физического, психоэмоционального и интеллектуального развития детей, проблемы, которые требуется решить и действовать в такой последовательности:
- Выбрать подходящее направление.
- Разработать концепцию и программу действий.
- Создать оптимальные условия для реализации поставленной задачи.
- Подготовить и выполнить проект, не забывая вести отчетную документацию.
Большую роль играет наличие технических средств оснащения ДОУ. Далеко не весь раздаточный материал и пособия можно сделать своими руками или привлечь родителей для их изготовления. Наглядные, прочные, яркие игры, комплекты, доски, счетные инструменты лучше приобрести у надежных производителей по выгодной цене.
Использование инновационных технологий в ДОУ направлено на модернизацию системы образования в соответствии с текущими требованиями ФГОС. Повышение качества образовательного процесса позволяет решить такие задачи:
- в увлекательной игровой форме помочь детям овладеть необходимыми навыками и знаниями;
- сохранить физическое и психическое здоровье воспитанников;
- обучать без утомления и отвращения к учебе;
- поддерживать желание ребенка получать новую информацию;
- обеспечить возможности поступления в выбранную школу, включая специализированные и престижные заведения;
- обучить востребованным навыкам (например, иностранному языку, танцам, хореографии);
- рационально использовать рабочее время воспитателей и детей благодаря современным средствам технического оснащения детских садов.

















