Страница старшего воспитателя Тагай Лидии Владимировны.
«Актуальность нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста»
Патриотическое воспитание дошкольников - актуальная проблема в условиях современной России. Актуальность заключается в том, что в настоящее время наша страна переживает непростой исторический период. Война, антирусская пропаганда Запада. Проблемы обесценивания традиционных норм и ценностей, неопределенность в оценке событий исторического прошлого русского народа негативно влияют на нравственные и патриотические ценности подрастающего поколения.
В содержании ФОП ДО отмечена острая необходимость активации процесса воспитания патриотизма дошкольников, потому что именно в детском возрасте закладываются чувство любви к Родине, система ценностей, жизненные ориентиры. Своевременное и грамотное нравственно-патриотическое воспитание дошкольников - основа формирования будущего гражданина своей страны.
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, немаловажную роль играет влияние семьи и образования. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры
Цель патриотического направления воспитания - содействовать формированию у ребенка личностной позиции наследника традиций и культуры, защитника Отечества, ответственного за будущее своей страны.
Воспитание патриотизма в современном мире. Во всех странах в той или иной форме существует патриотическое воспитание, являющееся частью общего воспитательного процесса. Его суть состоит в том, чтобы объяснить подрастающему поколению, что такое патриотизм, сформировав у него патриотическое сознание, преданность Родине и готовность при необходимости выполнить свой гражданский долг. Как правило, патриотическое воспитание проводится на государственном и на региональном уровне. То есть, детей учат любить не только страну, но и родной край.
В возрасте от 3 до 4 лет В области социально-коммуникативного развития основными задачами являются: в области формирования основ гражданственности и патриотизма: обогащать представления детей о малой родине и поддерживать их отражения в различных видах деятельности.
В области познавательного развития основными задачами образовательной деятельности являются: конкретизировать представления детей об объектах ближайшего окружения: о родном населенном пункте, его названии, достопримечательностях и традициях, накапливать эмоциональный опыт участия в праздниках.
в возрасте от 4 до 5 лет В области социально-коммуникативного развития основными задачами образовательной деятельности являются: В области формирования основ гражданственности и патриотизма:
воспитывать уважительное отношение к Родине, символам страны, памятным датам;
воспитывать гордость за достижения страны в области спорта, науки, искусства и других областях;
развивать интерес детей к основным достопримечательностями населенного пункта, в котором они живут.
В области познавательного развития основными задачами образовательной деятельности являются:
развивать представления детей о своей малой Родине, населенном пункте, в котором живут, его достопримечательностях, поддерживать интерес к стране; знакомить с традициями и праздниками, принимать участие в подготовке к праздникам, эмоционально откликаться на участие в них.
в возрасте от 5 до 6 лет В области социально-коммуникативного развития основными задачами образовательной деятельности являются:
в области формирования основ гражданственности и патриотизма:
- воспитывать уважительное отношение к Родине, к людям разных национальностей, проживающим на территории России, их культурному наследию;
- знакомить детей с содержанием государственных праздников и традициями празднования, развивать патриотические чувства, уважение и гордость за поступки героев Отечества, достижения страны;
поддерживать детскую любознательность по отношению к родному краю, эмоциональный отклик на проявления красоты в различных архитектурных объектах и произведениях искусства, явлениях природы.
В области познавательного развития основными задачами образовательной деятельности являются:
развивать способы взаимодействия с членами семьи и людьми ближайшего окружения в познавательной деятельности, расширять самостоятельные действия различной направленности, закреплять позитивный опыт в самостоятельной и совместной со взрослым и сверстниками деятельности.
в возрасте от 6 до 7 лет В области социально-коммуникативного развития основными задачами образовательной деятельности являются:
в области формирования основ гражданственности и патриотизма:
- воспитывать патриотические и интернациональные чувства, уважительное отношение к Родине, к представителям разных национальностей, интерес к их культуре и обычаям;
- расширять представления детей о государственных праздниках и поддерживать интерес детей к событиям, происходящим в стране, развивать чувство гордости за достижения страны в области спорта, науки и искусства, служения и верности интересам страны;
- знакомить с целями и доступными практиками волонтерства в России и включать детей при поддержке взрослых в социальные акции, волонтерские мероприятия в ДОО и в населенном пункте;
развивать интерес детей к населенному пункту, в котором живет, переживание чувства удивления, восхищения достопримечательностями, событиями прошлого и настоящего; поощрять активное участие в праздновании событий, связанных с его местом проживания.
В области познавательного развития основными задачами образовательной деятельности являются:
расширять представления о культурно-исторических событиях малой Родины и Отечества, развивать интерес к достопримечательностям родной страны, ее традициям и праздникам; воспитывать эмоционально-положительное отношение к ним.
Патриотическое воспитание представляет собой комплексный процесс. Оно подразумевает гармоничное воспитание личности, формирование чувства ответственности за страну и сограждан. Как правило, в этот процесс включено изучение родной литературы, культуры и истории, а также географии своей страны и её достопримечательностей. Благодаря этому во взрослом возрасте человек всегда будет помнить, в какой стране вырос, и будет ощущать свою принадлежность к ней.
В настоящее время задачи патриотического воспитания ориентированы на семью. Семья — источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта. И решение этих задач возможно лишь во взаимодействии с семьей. Акцент во взаимодействии с родителями необходимо ставить на проведение досуговых форм, поскольку они способствуют установлению доверительного контакта между всеми участниками педагогического процесса. Суть его в том, что каждая семья, учитывая собственные познавательные интересы и приоритеты, готовит материал по заранее выбранной теме. Совместная деятельность взрослых и детей способствует их сближению, появлению общих интересов. Общение родителей и детей наполняется познавательным эмоционально насыщенным содержанием.
Так же не стоит забывать и о русских народных обрядовых празднованиях таких как, Масленица, Троица.
Подводя итоги можно сказать, что Патриотизм – это естественное чувство, которое заставляет человека любить свою Родину и быть готовым жертвовать ради неё собственными интересами. Становление личности ребёнка происходит через осознание своей сопричастности семье, детскому саду, селу, народу, своей Родине. Чувство сопричастности и есть основа будущего патриотизма.
Применение инновационных технологий
в дошкольном учреждении.
Любая инновация, как новшество, подразумевает введение в среду какого-то принципиально нового элемента.
Инновационные технологии в дошкольном учреждениии представляют собой совокупность методов и приемов, направленных на эффективное решение следующих задач и проблем:
- развитие интеллекта, инициативности, самостоятельности, творческого потенциала детей;
- стимулирование и повышение любознательности, интереса к исследованиям, разных видов игровой активности воспитанников;
- повышение креативности, критического мышления, умения нестандартно решать проблемы;
- развитие коммуникативной составляющей, направленной на успешную социализацию ребенка в коллективе и обществе.
Роль воспитателя в данной концепции меняется: он уже не наставник, а соучастник процесса познания мира и вместе с ребенком делает открытия. Малыш чувствует больше свободы, он не скован запретами и ограничениями. Знания даются не в готовом виде, а добываются малышом в ходе исследований.
Требования
Инновационные технологии для детского сада должны соответствовать следующим критериям ФГОС:
- быть концептуальными, т.е. основываться на научной концепции;
- быть системными, с взаимосвязанными, логично выстроенными связями и элементами;
- быть управляемыми: при постановке целей и задач конечный результат может меняться в зависимости от процесса решения проблем;
- быть воспроизводимыми: полученные итоги должны быть одинаково эффективными вне зависимости от личности воспитателя, который занимается внедрением метода.
Виды инновационных технологий
В дошкольном образовательном учреждении интегрировано или дифференцированно применяются следующие разновидности инновационных технологий:
- здоровьесберегающие;
- информационно-коммуникационные;
- развивающие;
- коррекционные;
- игровые;
- личностно-ориентированные;
- проектная деятельность;
- исследовательская деятельность.
РАЗБЕРЕМСЯ ПОДРОБНЕЕ В МЕТОДИКАХ
Здоровьесберегающие
Технологии направлены на укрепление здоровья воспитанников, привитие им навыков здорового образа жизни, умений его поддерживать. Используются следующие методы:
- физкультурные пятиминутки между занятиями;
- спортивные соревнования и праздники с участием родителей или без них;
- различные виды гимнастик: пальчиковая, утренняя, дыхательная, для глаз, динамическая;
- зарядка после дневного сна;
- закаливающие и водные процедуры;
- прогулки в парках, в лесу;
- занятия на стадионе.
Педагоги с успехом используют стретчинг, релаксацию, корригирующую и ортопедическую гимнастику, точечный самомассаж.
Основные условия: создание благоприятного эмоционального фона у детей, работа в хорошо проветриваемых помещениях, применение современного спортивного инвентаря, полностью отвечающего требованиям безопасности. Например, можно воспользоваться балансировочной панелью «Лабиринт», которая развивает чувство равновесия и координации движений.
Информационно – коммуникационные
Использование планшетов, компьютеров, ноутбуков, смартфонов — привычный жизненный фон дошкольника. Успешное применение средств технического оснащения в детском саду — залог приобретения детьми востребованных в дальнейшей жизни и учебе навыков и умений. В ДОУ используется следующее оборудование:
- компьютеры, ноутбуки;
- интерактивные доски и панели;
- цифровые лаборатории;
- фото-, аудио- и видеоаппаратура;
- проекторы.
Современное техническое обеспечение дает возможность строить обучающий процесс, задействую сразу несколько видов восприятия: слуховое, зрительное, осязательное. В первом случае ребенок, слушая музыку, развивает музыкальный слух, учится различать и запоминать мелодии. Рассматривая изображения в презентациях, дети учатся сортировать, классифицировать предметы. Работая с интерактивной панелью, малыши развивают мелкую моторику, ловкость пальцев.
Применение средств информационно-коммуникационных технологий отличается следующими преимуществами перед традиционными способами подачи информации:
- легкостью и доступностью. Развивающие приложения и программы в игровой увлекательной форме учат малыша чтению, математике, письму, прививают любовь к знаниям, тренируют любознательность;
- возможностью длительной концентрации внимания. Дети могут долго наблюдать за анимацией на экране. Это тренирует терпение, усидчивость, внимательность;
- создание индивидуальных условий, благоприятных для развития ребенка. Подбираются программы для конкретного воспитанника с целью проработки проблем, закрепления имеющихся навыков и развития новых умений.
Важно! Согласно гигиеническим нормативам, длительность нахождения ребенка-дошкольника за компьютером не должна превышать 5 минут.
Развивающие
В отличие от традиционных методов, когда дошкольнику предоставляется готовый результат и предлагается запомнить его, развивающие технологии подразумевают стимулирование малыша на самостоятельную работу и поиск оптимальных решений. Ребенку предлагается самому выбрать подходящий способ действий, понять и оценить, почему другие варианты не работают, проанализировать полученный результат.
Коррекционные
Цель коррекционных технологий — снятие психоэмоционального напряжения у детей. Применяются следующие методы:
- сказкотерапия. Проводится для детей старших групп по 2-4 занятия в месяц. Каждое занятие длится около получаса. Рассказчиком выступает воспитатель, ребенок или группа воспитанников, за которыми остальные дети повторяют необходимые движения;
- музыкальная терапия. Применяется в совокупности с другими методами снятия напряжения, повышения эмоционального настроя, оздоровительными мероприятиями;
- цветотерапия. Грамотно подобранные цвета способствуют снижению психоэмоционального напряжения дошкольников и применяются совокупно с другими технологиями, например, с закаливанием.
Игровые
В современной образовательной системе во главу угла ставится игра, как основной метод продуктивного развития ребенка. Занятия в игровом формате дети воспринимают как отдых и развлечение, поэтому информация усваивается быстрее и легче, чем при традиционных способах обучения. В играх дети учатся коммуницировать друг с другом, развивают свой творческий и интеллектуальный потенциал. Игровые методики делятся по следующим критериям:
- по виду деятельности (интеллектуальные, физические, психологические);
- по педагогическому процессу (познавательные, обучающие, воспитательные, тренировочные, диагностические, контролирующие);
- по виду игры (с заранее установленными правилами; с правилами, которые меняются в ходе игры; с правилами, часть которых не меняется, а часть изменяется по ходу действия);
- по содержанию (музыкальные, математические, логические, художественные и т.п.);
- по типу оборудования, инструментария и вспомогательных элементов (математические, театральные, сюжетно-ролевые, компьютерные, лабораторные, настольные и т.д.).
По отзывам педагогов, хорошо себя зарекомендовали такие игровые методы:
- монтессори, предлагающий стимулировать ребенка самостоятельно познавать мир и воспринимать малыша таким, какой он есть. Используя творческий подход и простое оборудование, можно создать развивающую среду, благотворно влияющую на обучение и образование детсадовца;
- система «Соты Кайе», которая формирует у детей ассоциативное мышление, тренирует аккуратность, усидчивость, способствует осмысленному восприятию мира, развивает конструкторские навыки;
- счетный материал. Используются палочки, кубики, шарики, другое простое оборудование, манипулируя которым, ребенок учится счету, умению ориентироваться в двух- и трехмерном пространстве, развивает логическое мышление;
- использование лэпбуков и бизибордов. Лэпбук — это изготовленная из плотного картона папка с многочисленными кармашками, застежками, конвертами. В них хранится информация по изучаемому вопросу. Ребенок может передвигать, открывать, изучать и работать с изображениями, решая в игровой форме задачи и получая новые знания. Бизиборд — это доска с разнообразными замками и материалами разной формы, размера и текстуры. Открывая замочки, воспитанник тренирует терпение, развивает мелкую моторику, координацию. Контакт с резиновыми, меховыми, шелковыми, деревянными предметами важен для развития осязания.
Набор бизибордов, состоящий из большого количества шестеренок, защелок, дверец, подарит ребенку новые тактильные ощущения:
Игровые технологии учат ребенка отличать вымысел от действительности, трезво и здраво подходить к жизненным ситуациям, решать проблемы оптимальными способами, активно и продуктивно взаимодействовать с другими детьми.
Личностно - ориентированные
Согласно концепции, во главу угла поставлена личность малыша, создание комфортной и бесконфликтной среды, максимально способствующей его развитию и реализации интеллектуального, социального, творческого потенциала.
Ребенок — приоритетный субъект образовательной системы, а не средство достижения цели.
В рамках технологии педагог выступает не как наставник, а как равноправный партнер, который подбирает игры и оборудование, подходящее конкретному ребенку. Занятия могут включать в себя творческую деятельность, театральные сценки, сочинение сказок, другие действия. Например, можно совместно украшать пряники или печенье. Каждый воспитанник создаст свой индивидуальный десерт, проявляя творческий подход и учась работать в коллективе.
Проектная деятельность.
Исследовательская деятельность
Исследования могут применяться в рамках проектной деятельности или как отдельная инновационная технология. Активное познание окружающей среды методом исследований — залог развития логического мышления, умения искать причинно-следственные связи, способности делать верные и обоснованные выводы из наблюдений. Участвуя в экспериментах, ребенок видит своими глазами процесс и результат, который надолго остается в памяти. Исследовательская деятельность состоит из таких этапов:
- Постановка проблемы с помощью родителей и педагогов. Выбирается интересующая малыша тематика.
- Поиск и предложение разных вариантов решений, исходя из имеющихся сведений.
- Решение задачи оптимальным способом.
- Проверка результата.
- Выводы на основании имеющихся данных.
- Объяснение и обобщение полученной информации.
Ребенок учится обосновывать свое мнение, не бояться ошибиться в процессе исследований, подходить творчески к решению задач. Исследования формируют живой и активный интерес к окружающему миру, учат коммуникации, развивают внимательность.
Педагог может использовать следующие методы исследовательской деятельности:
- проведение опытов и экспериментов;
- беседы;
- наблюдения;
- использование дидактического материала и игр;
- моделирование разных ситуаций, в ходе которых ребенку нужно самостоятельно отыскать решение проблемы;
- раздача трудовых поручений.
В каждом исследовании есть заключительный этап, который включает в себя формулировку выводов и подведение итогов в устной или письменной форме. Ребенок учится не бояться публичных выступлений, тренирует речевые навыки. Можно использовать карточки фиксации результатов — полученные итоги оформляются в виде рисунков и графиков. Информация демонстрируется аудитории, ребенок отвечает на вопросы публики.
КАК РАБОТАТЬ С ИННОВАЦИОННЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ
Разнообразие инноваций зачастую ставит педагогов в тупик: какой метод использовать в работе, чтобы получить эффективный результат? Предлагается учитывать особенности детского контингента, уровень физического, психоэмоционального и интеллектуального развития детей, проблемы, которые требуется решить и действовать в такой последовательности:
- Выбрать подходящее направление.
- Разработать концепцию и программу действий.
- Создать оптимальные условия для реализации поставленной задачи.
- Подготовить и выполнить проект, не забывая вести отчетную документацию.
Большую роль играет наличие технических средств оснащения ДОУ. Далеко не весь раздаточный материал и пособия можно сделать своими руками или привлечь родителей для их изготовления. Наглядные, прочные, яркие игры, комплекты, доски, счетные инструменты лучше приобрести у надежных производителей по выгодной цене.
Использование инновационных технологий в ДОУ направлено на модернизацию системы образования в соответствии с текущими требованиями ФГОС. Повышение качества образовательного процесса позволяет решить такие задачи:
- в увлекательной игровой форме помочь детям овладеть необходимыми навыками и знаниями;
- сохранить физическое и психическое здоровье воспитанников;
- обучать без утомления и отвращения к учебе;
- поддерживать желание ребенка получать новую информацию;
- обеспечить возможности поступления в выбранную школу, включая специализированные и престижные заведения;
- обучить востребованным навыкам (например, иностранному языку, танцам, хореографии);
- рационально использовать рабочее время воспитателей и детей благодаря современным средствам технического оснащения детских садов.
Семейные традиции в воспитании детей.
Первый опыт взаимоотношений между людьми, ребенок получает в семье. Любящие родители стараются дать ребенку самое лучшее. Он только родился, а мама и папа уже представляют, каким он станет, как пойдет в детский сад, потом в школу, в университет, каким успешным он будет! Очень часто родители на первое место ставят интеллектуальные способности ребенка, полагая, что успех измеряется образованием и карьерным ростом. Но есть очень важный момент – воспитание.
Воспитание детей – самая важная и самая сложная обязанность родителей. Существует несколько методов помочь ребёнку стать успешным и счастливым человеком. Чаще всего под воспитанием понимается какие-то «правильные» фразы. Например, «Нельзя брать чужое» или «При встречи надо всех приветствовать». Но есть и другие средства, более действенные и незаметные. Семейные традиции для детей – одно из них.
Что такое семейные традиции? Семейные традиции — это определенные действия, принятые в одной семье, которые происходят с регулярной последовательностью и в одно и то же время. Это конкретные правила поведения, ритуалы, которые передаются детям от родителей.
Семейные традиции в воспитании детей играют очень большую роль. Поужинать вместе вечером, нарядить ёлку всей семьёй, прогуляться по парку в субботу – все эти казалось бы обычные действия очень влияют на эмоциональную стабильность вас и ваших детей. Традиции дают нам чувство общности. Ведь обычно в каком-нибудь ритуале участвуют несколько человек. А когда люди делают одни действия вместе и одновременно, это их сближает. Они понимают, что не одиноки в этом мире.
Традиции обеспечивают нас чувством стабильности. Каждый Новый год мы ждём не только чуда, но и времени, когда будем с семьёй украшать дом, готовить оливье, запускать фейерверк. Ведь традиции – это не только приятное и объединяющее занятие, но и регулярно повторяющееся. Когда ребёнок каждый декабрь ожидает чего-то конкретного, это даёт ему ощущение понятного и чёткого мира.
Кроме этого, устоявшиеся обычаи должны дарить родителям и детям положительные эмоции. Это может быть поход в кино каждый месяц или поход с ночёвкой каждое лето. Очень важно, чтобы в семье царил позитивный настрой. Тогда сын или дочь чувствует себя в безопасности и понимает, что он нужен маме с папой.
Семейные ритуалы – это ещё и способ донести до ребёнка жизненные ценности. Забота друг о друге, доверие в кругу семьи, уважение чужого мнения – всего этого можно достичь, не вовлекая ребёнка в занудную лекцию, а приобщая к интересной и увлекательной жизни. Таким образом, роль семейных традиций в воспитании детей очень велика.
Какие бывают семейные традиции.
Совместное отмечание праздников – Новый год, Дни рождения, Масленица. С самого рождения ребенок привыкает к празднованию конкретных дат всеми членами семьи.
Распределение домашних обязанностей между всеми членами семьи. Если каждый в семье отвечает за что-то свое, и вместе люди делают одно общее благое дело, то у них формируется чувство общности и полезности.
Совместное времяпрепровождение. Это могут быть игры, походы в музей, кино, кафе, галереи, туристические сплавы летом или прогулка по снежному парку зимой.
Исследования на тему семейных традиций и семейного воспитания показывают, что в семьях, где существуют и соблюдаются традиции семейного воспитания, дети прислушиваются к мнению родителей.
Есть ли семейные традиции в вашей семье? То, что будет направлено на воспитание дружеских отношений между вами, чувства сплоченности? То, что будет доставлять вашей семье радость? Если нет, то это дело поправимое. С чего начать?
Шаг 1. Собраться всей семьей, устроить семейный совет, где обсудить вопрос какие традиции вы заведете в семье.
Шаг 2. Чтобы прийти к решению принятия традиции, нужно выполнить обязательное условие – эта традиция должна доставлять удовольствие всем членам семьи.
Шаг 3. Самое важное – соблюдать традицию.
Какие могут быть традиции? Включаем свое воображение!
- Любимая семейная игра: дома или на природе, подвижная, интеллектуальная или настольная и т.д. Вечерами, пока мама готовит ужин можно устроить с папой шахматный турнир. Для совместного проведения времени подойдут игры, которые расширяют кругозор, развивают внимание и тренируют память.
- Любимое блюдо на праздничном столе. Его можно готовить всем вместе и необязательно это должно быть что-то сложное, главное, чтобы процесс готовки всем участникам доставлял удовольствие.
- Семейный праздник, к которому готовятся все члены семьи. Здесь полный полет фантазии! Можно украсить комнату, подготовить фокусы, а может быть устроить костюмированный бал.
- Совместное (или одного из родителей) чтение книги перед сном. Как приятно послушать сказку или рассказ, и ждать с нетерпением следующего вечера, чтобы узнать продолжение.
- Неторопливый ужин всей семьей, с рассказом, как у кого прошел день. Затем совместная уборка стола после ужина, мытье посуды.
- Выходной на природе. На природе можно отдыхать активно, с пользой для здоровья. Спортивные игры на свежем воздухе могут стать любимыми для всей семьи.
- Посещение раз в месяц (или с другой периодичностью) музея, зоопарка и т.д.
- Совместное украшение елки к Новому году, и собирание подарков всеми членами семьи под елочкой, а затем совместное их распаковывание.
- Поздравление бабушек и дедушек с праздниками всей семьей.
- Возможно, в вашей семье есть ценная вещь. Не обязательно в материальном плане, а как память. Ее можно начать передавать по наследству, рассказывая значимость и историю это вещи.
- Семейные альбомы. Сейчас очень часто фотографии хранятся на электронных носителях, но, к сожалению, они редко открываются. Альбомы- чаще (из личного опыта)! И дети их очень любят рассматривать.
Это лишь малый перечень того, какие могут быть традиции, но, думаю, каждый читающий эту статью может список дополнить.
Помните о том, что любящая семья и семейные традиции – основа семейного воспитания. Они создают особую атмосферу, которая будет возвращать детей в родной дом.
Создавая традиции, мы создаём и жизнь. Наполняем её таким содержанием, каким захотим. Если семейные обычаи будут красивы и активны, такой же будет и жизнь вашего ребёнка. Приучая его к традициям, которые наполнены смыслом, вы моделируете будущее малыша. Благодаря ним, он будет стремиться к лучшему.
Педагогическая этика в работе педагога ДОУ.
«Только тот, кто владеет собой может повелевать миром».
Что такое педагогическая этика и этикет?
Усвоение хороших манер подчинено общей задаче : воспитанию хороших, добрых манер жизни, глубинной культуре поведения. <