Страница старшего воспитателя Тагай Лидии Владимировны.
Применение инновационных технологий
в дошкольном учреждении.
Любая инновация, как новшество, подразумевает введение в среду какого-то принципиально нового элемента.
Инновационные технологии в дошкольном учреждениии представляют собой совокупность методов и приемов, направленных на эффективное решение следующих задач и проблем:
- развитие интеллекта, инициативности, самостоятельности, творческого потенциала детей;
- стимулирование и повышение любознательности, интереса к исследованиям, разных видов игровой активности воспитанников;
- повышение креативности, критического мышления, умения нестандартно решать проблемы;
- развитие коммуникативной составляющей, направленной на успешную социализацию ребенка в коллективе и обществе.
Роль воспитателя в данной концепции меняется: он уже не наставник, а соучастник процесса познания мира и вместе с ребенком делает открытия. Малыш чувствует больше свободы, он не скован запретами и ограничениями. Знания даются не в готовом виде, а добываются малышом в ходе исследований.
Требования
Инновационные технологии для детского сада должны соответствовать следующим критериям ФГОС:
- быть концептуальными, т.е. основываться на научной концепции;
- быть системными, с взаимосвязанными, логично выстроенными связями и элементами;
- быть управляемыми: при постановке целей и задач конечный результат может меняться в зависимости от процесса решения проблем;
- быть воспроизводимыми: полученные итоги должны быть одинаково эффективными вне зависимости от личности воспитателя, который занимается внедрением метода.
Виды инновационных технологий
В дошкольном образовательном учреждении интегрировано или дифференцированно применяются следующие разновидности инновационных технологий:
- здоровьесберегающие;
- информационно-коммуникационные;
- развивающие;
- коррекционные;
- игровые;
- личностно-ориентированные;
- проектная деятельность;
- исследовательская деятельность.
РАЗБЕРЕМСЯ ПОДРОБНЕЕ В МЕТОДИКАХ
Здоровьесберегающие
Технологии направлены на укрепление здоровья воспитанников, привитие им навыков здорового образа жизни, умений его поддерживать. Используются следующие методы:
- физкультурные пятиминутки между занятиями;
- спортивные соревнования и праздники с участием родителей или без них;
- различные виды гимнастик: пальчиковая, утренняя, дыхательная, для глаз, динамическая;
- зарядка после дневного сна;
- закаливающие и водные процедуры;
- прогулки в парках, в лесу;
- занятия на стадионе.
Педагоги с успехом используют стретчинг, релаксацию, корригирующую и ортопедическую гимнастику, точечный самомассаж.
Основные условия: создание благоприятного эмоционального фона у детей, работа в хорошо проветриваемых помещениях, применение современного спортивного инвентаря, полностью отвечающего требованиям безопасности. Например, можно воспользоваться балансировочной панелью «Лабиринт», которая развивает чувство равновесия и координации движений.
Информационно – коммуникационные
Использование планшетов, компьютеров, ноутбуков, смартфонов — привычный жизненный фон дошкольника. Успешное применение средств технического оснащения в детском саду — залог приобретения детьми востребованных в дальнейшей жизни и учебе навыков и умений. В ДОУ используется следующее оборудование:
- компьютеры, ноутбуки;
- интерактивные доски и панели;
- цифровые лаборатории;
- фото-, аудио- и видеоаппаратура;
- проекторы.
Современное техническое обеспечение дает возможность строить обучающий процесс, задействую сразу несколько видов восприятия: слуховое, зрительное, осязательное. В первом случае ребенок, слушая музыку, развивает музыкальный слух, учится различать и запоминать мелодии. Рассматривая изображения в презентациях, дети учатся сортировать, классифицировать предметы. Работая с интерактивной панелью, малыши развивают мелкую моторику, ловкость пальцев.
Применение средств информационно-коммуникационных технологий отличается следующими преимуществами перед традиционными способами подачи информации:
- легкостью и доступностью. Развивающие приложения и программы в игровой увлекательной форме учат малыша чтению, математике, письму, прививают любовь к знаниям, тренируют любознательность;
- возможностью длительной концентрации внимания. Дети могут долго наблюдать за анимацией на экране. Это тренирует терпение, усидчивость, внимательность;
- создание индивидуальных условий, благоприятных для развития ребенка. Подбираются программы для конкретного воспитанника с целью проработки проблем, закрепления имеющихся навыков и развития новых умений.
Важно! Согласно гигиеническим нормативам, длительность нахождения ребенка-дошкольника за компьютером не должна превышать 5 минут.
Развивающие
В отличие от традиционных методов, когда дошкольнику предоставляется готовый результат и предлагается запомнить его, развивающие технологии подразумевают стимулирование малыша на самостоятельную работу и поиск оптимальных решений. Ребенку предлагается самому выбрать подходящий способ действий, понять и оценить, почему другие варианты не работают, проанализировать полученный результат.
Коррекционные
Цель коррекционных технологий — снятие психоэмоционального напряжения у детей. Применяются следующие методы:
- сказкотерапия. Проводится для детей старших групп по 2-4 занятия в месяц. Каждое занятие длится около получаса. Рассказчиком выступает воспитатель, ребенок или группа воспитанников, за которыми остальные дети повторяют необходимые движения;
- музыкальная терапия. Применяется в совокупности с другими методами снятия напряжения, повышения эмоционального настроя, оздоровительными мероприятиями;
- цветотерапия. Грамотно подобранные цвета способствуют снижению психоэмоционального напряжения дошкольников и применяются совокупно с другими технологиями, например, с закаливанием.
Игровые
В современной образовательной системе во главу угла ставится игра, как основной метод продуктивного развития ребенка. Занятия в игровом формате дети воспринимают как отдых и развлечение, поэтому информация усваивается быстрее и легче, чем при традиционных способах обучения. В играх дети учатся коммуницировать друг с другом, развивают свой творческий и интеллектуальный потенциал. Игровые методики делятся по следующим критериям:
- по виду деятельности (интеллектуальные, физические, психологические);
- по педагогическому процессу (познавательные, обучающие, воспитательные, тренировочные, диагностические, контролирующие);
- по виду игры (с заранее установленными правилами; с правилами, которые меняются в ходе игры; с правилами, часть которых не меняется, а часть изменяется по ходу действия);
- по содержанию (музыкальные, математические, логические, художественные и т.п.);
- по типу оборудования, инструментария и вспомогательных элементов (математические, театральные, сюжетно-ролевые, компьютерные, лабораторные, настольные и т.д.).
По отзывам педагогов, хорошо себя зарекомендовали такие игровые методы:
- монтессори, предлагающий стимулировать ребенка самостоятельно познавать мир и воспринимать малыша таким, какой он есть. Используя творческий подход и простое оборудование, можно создать развивающую среду, благотворно влияющую на обучение и образование детсадовца;
- система «Соты Кайе», которая формирует у детей ассоциативное мышление, тренирует аккуратность, усидчивость, способствует осмысленному восприятию мира, развивает конструкторские навыки;
- счетный материал. Используются палочки, кубики, шарики, другое простое оборудование, манипулируя которым, ребенок учится счету, умению ориентироваться в двух- и трехмерном пространстве, развивает логическое мышление;
- использование лэпбуков и бизибордов. Лэпбук — это изготовленная из плотного картона папка с многочисленными кармашками, застежками, конвертами. В них хранится информация по изучаемому вопросу. Ребенок может передвигать, открывать, изучать и работать с изображениями, решая в игровой форме задачи и получая новые знания. Бизиборд — это доска с разнообразными замками и материалами разной формы, размера и текстуры. Открывая замочки, воспитанник тренирует терпение, развивает мелкую моторику, координацию. Контакт с резиновыми, меховыми, шелковыми, деревянными предметами важен для развития осязания.
Набор бизибордов, состоящий из большого количества шестеренок, защелок, дверец, подарит ребенку новые тактильные ощущения:
Игровые технологии учат ребенка отличать вымысел от действительности, трезво и здраво подходить к жизненным ситуациям, решать проблемы оптимальными способами, активно и продуктивно взаимодействовать с другими детьми.
Личностно - ориентированные
Согласно концепции, во главу угла поставлена личность малыша, создание комфортной и бесконфликтной среды, максимально способствующей его развитию и реализации интеллектуального, социального, творческого потенциала.
Ребенок — приоритетный субъект образовательной системы, а не средство достижения цели.
В рамках технологии педагог выступает не как наставник, а как равноправный партнер, который подбирает игры и оборудование, подходящее конкретному ребенку. Занятия могут включать в себя творческую деятельность, театральные сценки, сочинение сказок, другие действия. Например, можно совместно украшать пряники или печенье. Каждый воспитанник создаст свой индивидуальный десерт, проявляя творческий подход и учась работать в коллективе.
Проектная деятельность.
Исследовательская деятельность
Исследования могут применяться в рамках проектной деятельности или как отдельная инновационная технология. Активное познание окружающей среды методом исследований — залог развития логического мышления, умения искать причинно-следственные связи, способности делать верные и обоснованные выводы из наблюдений. Участвуя в экспериментах, ребенок видит своими глазами процесс и результат, который надолго остается в памяти. Исследовательская деятельность состоит из таких этапов:
- Постановка проблемы с помощью родителей и педагогов. Выбирается интересующая малыша тематика.
- Поиск и предложение разных вариантов решений, исходя из имеющихся сведений.
- Решение задачи оптимальным способом.
- Проверка результата.
- Выводы на основании имеющихся данных.
- Объяснение и обобщение полученной информации.
Ребенок учится обосновывать свое мнение, не бояться ошибиться в процессе исследований, подходить творчески к решению задач. Исследования формируют живой и активный интерес к окружающему миру, учат коммуникации, развивают внимательность.
Педагог может использовать следующие методы исследовательской деятельности:
- проведение опытов и экспериментов;
- беседы;
- наблюдения;
- использование дидактического материала и игр;
- моделирование разных ситуаций, в ходе которых ребенку нужно самостоятельно отыскать решение проблемы;
- раздача трудовых поручений.
В каждом исследовании есть заключительный этап, который включает в себя формулировку выводов и подведение итогов в устной или письменной форме. Ребенок учится не бояться публичных выступлений, тренирует речевые навыки. Можно использовать карточки фиксации результатов — полученные итоги оформляются в виде рисунков и графиков. Информация демонстрируется аудитории, ребенок отвечает на вопросы публики.
КАК РАБОТАТЬ С ИННОВАЦИОННЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ
Разнообразие инноваций зачастую ставит педагогов в тупик: какой метод использовать в работе, чтобы получить эффективный результат? Предлагается учитывать особенности детского контингента, уровень физического, психоэмоционального и интеллектуального развития детей, проблемы, которые требуется решить и действовать в такой последовательности:
- Выбрать подходящее направление.
- Разработать концепцию и программу действий.
- Создать оптимальные условия для реализации поставленной задачи.
- Подготовить и выполнить проект, не забывая вести отчетную документацию.
Большую роль играет наличие технических средств оснащения ДОУ. Далеко не весь раздаточный материал и пособия можно сделать своими руками или привлечь родителей для их изготовления. Наглядные, прочные, яркие игры, комплекты, доски, счетные инструменты лучше приобрести у надежных производителей по выгодной цене.
Использование инновационных технологий в ДОУ направлено на модернизацию системы образования в соответствии с текущими требованиями ФГОС. Повышение качества образовательного процесса позволяет решить такие задачи:
- в увлекательной игровой форме помочь детям овладеть необходимыми навыками и знаниями;
- сохранить физическое и психическое здоровье воспитанников;
- обучать без утомления и отвращения к учебе;
- поддерживать желание ребенка получать новую информацию;
- обеспечить возможности поступления в выбранную школу, включая специализированные и престижные заведения;
- обучить востребованным навыкам (например, иностранному языку, танцам, хореографии);
- рационально использовать рабочее время воспитателей и детей благодаря современным средствам технического оснащения детских садов.
Семейные традиции в воспитании детей.
Первый опыт взаимоотношений между людьми, ребенок получает в семье. Любящие родители стараются дать ребенку самое лучшее. Он только родился, а мама и папа уже представляют, каким он станет, как пойдет в детский сад, потом в школу, в университет, каким успешным он будет! Очень часто родители на первое место ставят интеллектуальные способности ребенка, полагая, что успех измеряется образованием и карьерным ростом. Но есть очень важный момент – воспитание.
Воспитание детей – самая важная и самая сложная обязанность родителей. Существует несколько методов помочь ребёнку стать успешным и счастливым человеком. Чаще всего под воспитанием понимается какие-то «правильные» фразы. Например, «Нельзя брать чужое» или «При встречи надо всех приветствовать». Но есть и другие средства, более действенные и незаметные. Семейные традиции для детей – одно из них.
Что такое семейные традиции? Семейные традиции — это определенные действия, принятые в одной семье, которые происходят с регулярной последовательностью и в одно и то же время. Это конкретные правила поведения, ритуалы, которые передаются детям от родителей.
Семейные традиции в воспитании детей играют очень большую роль. Поужинать вместе вечером, нарядить ёлку всей семьёй, прогуляться по парку в субботу – все эти казалось бы обычные действия очень влияют на эмоциональную стабильность вас и ваших детей. Традиции дают нам чувство общности. Ведь обычно в каком-нибудь ритуале участвуют несколько человек. А когда люди делают одни действия вместе и одновременно, это их сближает. Они понимают, что не одиноки в этом мире.
Традиции обеспечивают нас чувством стабильности. Каждый Новый год мы ждём не только чуда, но и времени, когда будем с семьёй украшать дом, готовить оливье, запускать фейерверк. Ведь традиции – это не только приятное и объединяющее занятие, но и регулярно повторяющееся. Когда ребёнок каждый декабрь ожидает чего-то конкретного, это даёт ему ощущение понятного и чёткого мира.
Кроме этого, устоявшиеся обычаи должны дарить родителям и детям положительные эмоции. Это может быть поход в кино каждый месяц или поход с ночёвкой каждое лето. Очень важно, чтобы в семье царил позитивный настрой. Тогда сын или дочь чувствует себя в безопасности и понимает, что он нужен маме с папой.
Семейные ритуалы – это ещё и способ донести до ребёнка жизненные ценности. Забота друг о друге, доверие в кругу семьи, уважение чужого мнения – всего этого можно достичь, не вовлекая ребёнка в занудную лекцию, а приобщая к интересной и увлекательной жизни. Таким образом, роль семейных традиций в воспитании детей очень велика.
Какие бывают семейные традиции.
Совместное отмечание праздников – Новый год, Дни рождения, Масленица. С самого рождения ребенок привыкает к празднованию конкретных дат всеми членами семьи.
Распределение домашних обязанностей между всеми членами семьи. Если каждый в семье отвечает за что-то свое, и вместе люди делают одно общее благое дело, то у них формируется чувство общности и полезности.
Совместное времяпрепровождение. Это могут быть игры, походы в музей, кино, кафе, галереи, туристические сплавы летом или прогулка по снежному парку зимой.
Исследования на тему семейных традиций и семейного воспитания показывают, что в семьях, где существуют и соблюдаются традиции семейного воспитания, дети прислушиваются к мнению родителей.
Есть ли семейные традиции в вашей семье? То, что будет направлено на воспитание дружеских отношений между вами, чувства сплоченности? То, что будет доставлять вашей семье радость? Если нет, то это дело поправимое. С чего начать?
Шаг 1. Собраться всей семьей, устроить семейный совет, где обсудить вопрос какие традиции вы заведете в семье.
Шаг 2. Чтобы прийти к решению принятия традиции, нужно выполнить обязательное условие – эта традиция должна доставлять удовольствие всем членам семьи.
Шаг 3. Самое важное – соблюдать традицию.
Какие могут быть традиции? Включаем свое воображение!
- Любимая семейная игра: дома или на природе, подвижная, интеллектуальная или настольная и т.д. Вечерами, пока мама готовит ужин можно устроить с папой шахматный турнир. Для совместного проведения времени подойдут игры, которые расширяют кругозор, развивают внимание и тренируют память.
- Любимое блюдо на праздничном столе. Его можно готовить всем вместе и необязательно это должно быть что-то сложное, главное, чтобы процесс готовки всем участникам доставлял удовольствие.
- Семейный праздник, к которому готовятся все члены семьи. Здесь полный полет фантазии! Можно украсить комнату, подготовить фокусы, а может быть устроить костюмированный бал.
- Совместное (или одного из родителей) чтение книги перед сном. Как приятно послушать сказку или рассказ, и ждать с нетерпением следующего вечера, чтобы узнать продолжение.
- Неторопливый ужин всей семьей, с рассказом, как у кого прошел день. Затем совместная уборка стола после ужина, мытье посуды.
- Выходной на природе. На природе можно отдыхать активно, с пользой для здоровья. Спортивные игры на свежем воздухе могут стать любимыми для всей семьи.
- Посещение раз в месяц (или с другой периодичностью) музея, зоопарка и т.д.
- Совместное украшение елки к Новому году, и собирание подарков всеми членами семьи под елочкой, а затем совместное их распаковывание.
- Поздравление бабушек и дедушек с праздниками всей семьей.
- Возможно, в вашей семье есть ценная вещь. Не обязательно в материальном плане, а как память. Ее можно начать передавать по наследству, рассказывая значимость и историю это вещи.
- Семейные альбомы. Сейчас очень часто фотографии хранятся на электронных носителях, но, к сожалению, они редко открываются. Альбомы- чаще (из личного опыта)! И дети их очень любят рассматривать.
Это лишь малый перечень того, какие могут быть традиции, но, думаю, каждый читающий эту статью может список дополнить.
Помните о том, что любящая семья и семейные традиции – основа семейного воспитания. Они создают особую атмосферу, которая будет возвращать детей в родной дом.
Создавая традиции, мы создаём и жизнь. Наполняем её таким содержанием, каким захотим. Если семейные обычаи будут красивы и активны, такой же будет и жизнь вашего ребёнка. Приучая его к традициям, которые наполнены смыслом, вы моделируете будущее малыша. Благодаря ним, он будет стремиться к лучшему.
Педагогическая этика в работе педагога ДОУ.
«Только тот, кто владеет собой может повелевать миром».
Что такое педагогическая этика и этикет?
Усвоение хороших манер подчинено общей задаче : воспитанию хороших, добрых манер жизни, глубинной культуре поведения.
В чём же выражается определённая мера в поведении (по отношению к детям, коллегам, родителям, администрации).
В каждой сфере общения используется то или иное поведение и разновидность литературного языка или стиль общения – официально-деловой, художественный или разговорный.
Хочу вас познакомить с Притчей:
Великий мудрец Эзоп, попавший в рабство к лидийскому царю Крезу, вынужден был прислуживать у него на пиру. И, когда подвыпивший Крез, попросил Эзопа принести для гостей самое лучшее угощение, которое есть во дворце, мудрец принес ему язык.
«Почему это блюдо самое лучшее?»- спросил удивленный царь.
«Что может быть прекраснее языка, передающего чувства?!
Что может быть ценнее языка, дарящего нам знания?!
Что может быть возвышенней языка, говорящего слова любви?!» – ответил Эзоп.
Тогда царь, решивший проверить находчивость Эзопа, потребовал принести самое худшее блюдо, которое только есть в царстве. Эзоп не сдвинулся с места и вновь протянул царю блюдо с языком.
«Но почему?!», - воскликнул Крез.
«Что может быть отвратительнее языка, который лжет, что может быть грязнее языка сквернословия, что может быть в мире более гнусного, чем язык клеветы и навета?!» – ответил мудрец.
Эта мудрость, говорит о том, что общение бывает как конструктивным, этичным, так и деструктивным, конфликтным. Каждый знает, что словом можно возвысить и унизить человека, о том, что слово может лечить или убить.
Вот почему проблема педагогической этики общения является центральной в установлении взаимоотношений между педагогом и другими участниками образовательного процесса: детьми, родителями, коллегами и администрацией.
Педагогическая этика - это правила, которые позволяют:
- регулировать отношения между педагогами и их воспитанниками, а также другими участниками образовательного процесса;
- защищающие их человеческую ценность и достоинство;
- поддерживающие качество профессиональной деятельности педагогов и честь их профессии;
- создающие культуру образовательного учреждения, основанную на доверии, ответственности и справедливости.
На принципах педагогической этики основывается этический кодекс педагога. Он регламентирует такие области – требования к личности педагога, общение педагога в воспитанниками, коллегами и администрацией, авторитет, честь и репутацию.
Личность педагога
Педагог приходит в профессию по призванию, предан своей работе и ответственно исполненяет свои обязанности.
Педагог требователен по отношению к себе и стремится к самосовершенствованию, самоопределению и самовоспитанию.
Педагог несет ответственность за качество и результаты доверенной ему педагогической работы - воспитания.
Педагог несет ответственность за физическую, интеллектуальную, эмоциональную и психологическую защиту своих воспитанников.
Авторитет, честь, репутация
- Своим поведением педагог поддерживает и защищает профессиональную честь педагога.
- Педагог передает молодому поколению национальные и общечеловеческие культурные ценности, принимает участие в процессе культурного развития.
- Он не может заниматься противокультурной деятельностью ни при исполнении своих прямых обязанностей, ни за пределами образовательного учреждения.
- В общении педагог уважителен, вежлив и корректен. Он знает и соблюдает нормы этикета.
- Авторитет педагога основывается на компетенции, справедливости, такте, умении заботиться о своих воспитанниках. Педагог не создает свой авторитет при помощи некорректных способов и не злоупотребляет им.
- Педагог воспитывает на своем положительном примере.
Общение педагога с воспитанниками
- Педагог сам выбирает стиль общения с воспитанниками, основанный на взаимном уважении.
- В первую очередь педагог требователен к себе.
- Требовательность педагога по отношению к воспитаннику позитивна и обоснованна.
- Педагог никогда не должен терять чувства меры и самообладания.
- При оценке поведения и достижений своих воспитанников педагог стремится укреплять их самоуважение и веру в свои силы, показывать им возможности совершенствования, повышать мотивацию обучения.
- Педагог является беспристрастным, одинаково доброжелательным и благосклонным ко всем воспитанникам.
- При оценке достижений воспитанников педагог стремится к объективности и справедливости.
- Педагог постоянно заботится о культуре своей речи и общения. В его речи нет ругательств, грубых и оскорбительных фраз.
- Педагогу запрещается сообщать другим лицам доверенную лично ему воспитанником информацию, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Общение между педагогами
- Взаимоотношения между педагогами основываются на принципах коллегиальности, партнерства и уважения. Он не принижает своих коллег в присутствии воспитанников или других лиц.
- Педагоги избегают конфликты во взаимоотношениях.
- Критика, направленная на работу, решения, взгляды и поступки коллег или администрации, не должна унижать человеческое достоинство. Она должна быть обоснованной, конструктивной, тактичной, необидной, доброжелательной. Важнейшие проблемы и решения в педагогической жизни обсуждаются и принимаются в открытых педагогических дискуссиях.
Взаимоотношения с администрацией
- В коллективе соблюдается культура общения, выражающаяся во взаимном уважении, доброжелательности и умении находить общий язык.
- Педагоги имеют право получать от администрации информацию, имеющую значение для работы их учреждения.
- Интриги, конфликты, деление на группы в педагогическом сообществе мешают образовательному учреждению выполнять свои непосредственные функции.
- Учреждение дорожит своей репутацией. В случае выявления преступной деятельности педагогов и других сотрудников, администрации, а также грубых нарушений профессиональной этики руководитель имеет право на воздействия в соответствии с законодательством.
Отношения с родителями и лицами их заменяющими
- Педагог при общении с родителями (законными представителями)
постоянно заботится о культуре своей речи и общения. В его речи нет ругательств, вульгаризмов, грубых и оскорбительных фраз.
- Педагог консультирует родителей и опекунов по проблемам воспитания детей, помогает смягчить конфликты между родителями и детьми.
- Педагог терпимо относится к религи<