"Сказка"

Чувствовать!      Познавать!      Творить!

                                                                                                                                                     


Обратная связь 
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 11 - Центр развития ребенка г.Конаково

Страница старшего воспитателя  Тагай Лидии Владимировны.

Педагогическая этика в работе педагога ДОУ.

  

«Только тот, кто владеет собой  может повелевать миром».

Что такое педагогическая этика и этикет?

Усвоение хороших манер подчинено общей задаче : воспитанию хороших, добрых манер жизни, глубинной культуре поведения.

В чём же выражается определённая мера в поведении (по отношению к детям, коллегам, родителям, администрации).

В каждой сфере общения используется то или иное поведение и разновидность литературного языка или стиль общения – официально-деловой, художественный или разговорный.

Хочу вас познакомить с Притчей:

Великий  мудрец Эзоп, попавший в рабство к лидийскому царю Крезу, вынужден был прислуживать у него на пиру. И, когда подвыпивший Крез, попросил Эзопа принести для гостей самое лучшее угощение, которое есть во дворце, мудрец принес ему язык.

      «Почему это блюдо самое лучшее?»- спросил удивленный царь.

      «Что может быть прекраснее языка, передающего чувства?!

Что может быть ценнее языка, дарящего нам знания?!

Что может быть возвышенней языка, говорящего слова любви?!» – ответил Эзоп.

Тогда царь, решивший проверить находчивость Эзопа, потребовал принести самое худшее блюдо, которое только есть в царстве. Эзоп не сдвинулся с места и вновь протянул царю блюдо с языком.

      «Но почему?!», -  воскликнул Крез.

      «Что может быть отвратительнее языка, который лжет, что может быть грязнее языка сквернословия, что может быть в мире более гнусного, чем язык клеветы и навета?!» – ответил мудрец.

Эта мудрость, говорит о том, что общение бывает как конструктивным, этичным, так и деструктивным, конфликтным. Каждый знает, что словом можно возвысить и унизить человека, о том, что слово может лечить или убить.

Вот почему проблема педагогической этики общения является центральной в установлении взаимоотношений между педагогом и другими участниками образовательного процесса: детьми, родителями, коллегами и администрацией.

Педагогическая этика - это правила, которые позволяют:

  • регулировать отношения между педагогами и их воспитанниками, а также другими участниками образовательного процесса;
  • защищающие их человеческую ценность и достоинство;
  • поддерживающие качество профессиональной деятельности педагогов и честь их профессии;
  • создающие культуру образовательного учреждения, основанную на доверии, ответственности и справедливости.

          На принципах педагогической этики основывается этический кодекс педагога. Он регламентирует такие области – требования к личности педагога, общение педагога в воспитанниками, коллегами и администрацией, авторитет, честь и репутацию.

 Личность педагога

         Педагог приходит в профессию по  призванию, предан своей работе и ответственно исполненяет свои обязанности.

         Педагог требователен по отношению к себе и стремится к самосовершенствованию, самоопределению и самовоспитанию.

         Педагог несет ответственность за качество и результаты доверенной ему педагогической работы - воспитания.

         Педагог несет ответственность за физическую, интеллектуальную, эмоциональную и психологическую защиту своих воспитанников.

Авторитет, честь, репутация

  • Своим поведением педагог поддерживает и защищает профессиональную честь педагога.
  • Педагог передает молодому поколению национальные и общечеловеческие культурные ценности, принимает участие в процессе культурного развития.
  • Он не может заниматься противокультурной деятельностью ни при исполнении своих прямых обязанностей, ни за пределами образовательного учреждения.
  • В общении  педагог уважителен, вежлив и корректен. Он знает и соблюдает нормы этикета.
  • Авторитет педагога основывается на компетенции, справедливости, такте, умении заботиться о своих воспитанниках. Педагог не создает свой авторитет при помощи некорректных способов и не злоупотребляет им.
  • Педагог воспитывает на своем положительном примере.

Общение педагога с воспитанниками

  • Педагог сам выбирает стиль общения с воспитанниками, основанный на взаимном уважении.
  • В первую очередь педагог требователен к себе.
  • Требовательность педагога по отношению к воспитаннику позитивна и обоснованна.
  • Педагог никогда не должен терять чувства меры и самообладания.
  • При оценке поведения и достижений своих воспитанников педагог стремится укреплять их самоуважение и веру в свои силы, показывать им возможности совершенствования, повышать мотивацию обучения.
  • Педагог является беспристрастным, одинаково доброжелательным и благосклонным ко всем воспитанникам.
  • При оценке достижений воспитанников педагог стремится к объективности и справедливости.
  • Педагог постоянно заботится о культуре своей речи и общения. В его речи нет ругательств, грубых и оскорбительных фраз.
  • Педагогу запрещается сообщать другим лицам доверенную лично ему воспитанником информацию, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Общение между педагогами

  • Взаимоотношения между педагогами основываются на принципах коллегиальности, партнерства и уважения. Он не принижает своих коллег в присутствии воспитанников или других лиц.
  • Педагоги избегают конфликты во взаимоотношениях.
  • Критика, направленная на работу, решения, взгляды и поступки коллег или администрации, не должна унижать человеческое достоинство. Она должна быть обоснованной, конструктивной, тактичной, необидной, доброжелательной. Важнейшие проблемы и решения в педагогической жизни обсуждаются и принимаются в открытых педагогических дискуссиях.

Взаимоотношения с администрацией

  • В коллективе соблюдается культура общения, выражающаяся во взаимном уважении, доброжелательности и умении находить общий язык.
  • Педагоги имеют право получать от администрации информацию, имеющую значение для работы их учреждения.
  • Интриги, конфликты, деление на группы в педагогическом сообществе мешают образовательному  учреждению выполнять свои непосредственные функции.
  • Учреждение дорожит своей репутацией. В случае выявления преступной деятельности педагогов и других сотрудников, администрации, а также грубых нарушений профессиональной этики руководитель имеет право на воздействия в соответствии с законодательством.

Отношения с родителями и лицами их заменяющими

  • Педагог при общении с родителями (законными представителями)

постоянно заботится о культуре своей речи и общения. В его речи нет ругательств, вульгаризмов, грубых и оскорбительных фраз.

  • Педагог консультирует родителей и опекунов по проблемам воспитания детей, помогает смягчить конфликты между родителями и детьми.
  • Педагог терпимо относится к религиозным убеждениям и политическим взглядам родителей.
  • Педагог не разглашает высказанное детьми мнение о своих родителях или мнение родителей - о детях. Передавать такое мнение другой стороне можно лишь с согласия лица, довершившего педагогу упомянутое мнение.
  • Педагог не обсуждает с родителями (законными представителями)

проблемы детского сада, личные проблемы и проблемы своих коллег, а также не участвуют в обсуждении и оценке других родителей воспитанников.

  • Отношения педагогов с родителями не должны оказывать влияния на оценку личности и достижений детей.
  • На отношения педагогов с воспитанниками и на их оценку не должна влиять поддержка, оказываемая их родителями.

 Правила «Педагогического общения»

Памятка для педагогов ДОУ

  • Входи в группу детей с улыбкой.
  • Сначала научи своих воспитанников, потом спрашивай.
  • Никогда не обманывай детей, крепко держись данного детям слова.
  • Никогда не оскорбляй ребёнка, защити его от всех видов насилия.
  • Как бы ни было трудно, будь сдержанным и терпеливым.
  • Будь ребёнку примером в поведении, труде, одежде, отношении к другим людям.
  • В любой ситуации попробуй поставить себя на место ребёнка.
  • Помни, что по-настоящему понять ребёнка ты сможешь, если полюбишь его.
  • Учись у своих коллег, родителей, детей.
  • Никогда не жалуйся на своих воспитанников родителям, коллегам, помни, что хороший педагог бывает недовольным только самим собой.
  • Когда ты не прав в какой-либо ситуации, попроси у ребёнка прощения, это не принизит твой авторитет.
  • Живи интересами детей и их надеждами.
  • Будь великодушным к тому, кто случайно оступился.
  • Научись видеть зону ближайшего развития ребёнка и оптимизировать его будущее.
  • Никогда не говори при ребёнке о его ограниченных возможностях.
  • Родителям сообщай хорошие вести об успехах и достижениях ребёнка.

Консультация для воспитателей

«Этикет для дошкольников».

«Душа ребёнка чиста как белый снег, падающий с неба.

 И писать на ней надо белой палочкой, такой же чистой, как она сама.

 Проведёшь один раз чёрной палочкой, то всю душу замараешь.

Если вдуматься, белой палочкой и является – народная педагогика.

И добрые обычаи, традиции, сказки, поучения…Всё чем жив человек…»

(Михаил Юхма)

Человек любого возраста, живущий в обществе, должен считаться с нормами поведения, принятыми этим обществом, и следовать им.

Старший дошкольный возраст – это тот возраст, когда у детей формируется гибкое отношение к выполнению правил этикета, стремления понять их. Ребенок собственным трудом ума, сердца, духа удовлетворяет свои желания и развивает свои способности.

Этикет - это порядок поведения, удобный для всех.

Соблюдать этикет-значит соблюдать правила поведения. Главное правило: стараться не ставить человека в неудобное положение, т. е. поступать так, чтобы ему было хорошо рядом с тобой. Любовь и уважение к людям помогают нам соблюдать этикет. В поведении важно все, поскольку в нем проявляется отношение к окружающим людям.

Наши поведенческие действия должны быть красивы, чтобы людям приятно было на нас смотреть и общаться с нами.

Этикет- порядок поведения людей Правила этикета для детей - это не только вежливые слова, а и поведение в общественных местах, за столом, общение со сверстниками и взрослыми. Необходимо, чтобы этикет преподносился не как вариант поведения в случае, когда приходят гости, а как обычные повседневные правила. Ведь быть культурным желательно не по определенным дням, а всегда. Самое первое правило хорошего тона, которое должен уяснить для себя ребенок - это уважение ко всем людям.

Ребенок, перешагнув границу в 4 года, начинает относиться к нормам поведения все более осознанно. Пример родителей продолжает оставаться одной из главных «направляющих» в этом возрасте. Воспитатель для дошкольника – первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. На нём лежит огромная ответственность за сегодняшнюю и будущую жизнь воспитанника, которая требует от педагога высокого профессионализма и огромных душевных сил.

Ребёнок - великий наблюдатель и подражатель – замечает любые мамины , папины  и наши с вами , педагоги поступки, слышит все их слова, перенимает от них суждения и манеру поведения.

Старайтесь:

  • Иметь в душе прекрасный идеал, высокую мечту и стремиться к ней. Быть лучше, помня, что совершенствованию нет предела.
  • Расти профессионально, быть в курсе последних достижений педагогической науки, не останавливаться на достигнутом.
  • Быть всегда в равновесии, сдерживая отрицательные эмоции.
  • Выходить из конфликтных ситуаций с достоинством и юмором.
  • Прощать, сочувствовать, сопереживать, быть великодушным и снисходительным.
  • Жить легко, просто и радостно. Видеть во всем положительное.
  • Быть всегда доброжелательным. Дружелюбие – основа вашего здоровья.
  • Всюду навести порядок и уют, создать оазис доброты, любви и красоты – в душе, в семье, на работе. Прививайте это детям.
  • Быть добрым и честным. Помните, что добро, сделанное вами, всегда вернется к вам многократно увеличенным.

 Помните:

  • "Терпение – дар Неба". Обладающий терпением, не унизится до раздражения.
  • Всегда есть тот, кому нужна ваша помощь, кому труднее, чем вам.
  • Великая миссия женщины – нести в мир любовь, красоту и гармонию.
  • Коллектив – это тоже семья. Укрепляйте мир нашей семьи добрыми мыслями, добрыми словами, добрыми делами.
  • Ваши объяснения должны быть простыми и понятными детям.
  • Когда ребенок разговаривает с вами, слушайте его внимательно.
  • Не скупитесь на похвалу.
  • Не создавайте конфликтных ситуаций.
  • Следите за внешностью и поведением.
  • Ваше отношение к работе, людям, предметам – образец для подражания.

Воспитывая детей, стремитесь:

  • Любить ребенка таким, каков он есть.
  • Уважать в каждом ребенке личность.
  • Хвалить, поощрять, ободрять, создавая положительную эмоциональную атмосферу.
  • Замечать не недостатки ребенка, а динамику его развития.
  • Сделать родителей своими союзниками в деле воспитания.
  • Разговаривать с ребенком заботливым, ободряющим тоном.
  • Поощрять стремление ребенка задавать вопросы.

 В детском саду запрещается:

  • Кричать и наказывать детей.
  • Выставлять проступки детей на всеобщее обозрение.
  • Приходить к  детям с плохим настроением.
  • Обсуждать с родителями поведение чужого ребенка.
  • Оставлять детей одних.
  • Унижать ребенка.

«В игре ребенок всегда выше своего среднего возраста,

выше своего обычного повседневного поведения,

он в игре как бы выше на голову самого себя.

Игра содержит в себе все тенденции развития,

ребенок в игре как бы пытается сделать прыжок над

уровнем своего обычного поведения»

Л. С. Выготский

Посещая дошкольное образовательное учреждение, каждый ребенок должен иметь возможность полноценно жить и развиваться, активно участвовать в специфически детских видах деятельности: игровой, коммуникативной, продуктивной, двигательной, познавательно-исследовательской.

 Давайте  рассмотрим  ФГОС ДО и какая роль отведена  игровой деятельности.

 «I.Общие положения»

Один из основных принципов Стандарта:

  • реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка. (п. 1.2. (4))

«II. Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему»

  • содержание образовательных областей определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка)

Также обозначено, какие именно игры организуются в рамках реализации программы

  • «в раннем возрасте (1 год - 3 года) - … игры с составными и динамическими игрушками;
  • для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры…» (2.7.)

         Это важнейшая часть работы педагогов, от реализации которой зависит успешное развитие ребенка, а значит - успешное формирование целевых ориентиров, то есть фактическая реализация ФГОС ДО.

Стандарт дошкольного образования в отличие от Стандарта начальной школы не зря называют «Стандартом условий». Основной посыл ФГОС ДО – амплификация (обогащение) условий развития дошкольников. Поэтому на третий раздел Стандарта – «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» нам  педагогам следует обратить особое внимание. Именно в этом разделе среди условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста (п. 3.2.5), называются:

  • «создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; …
  • поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.) …
  • поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства …» (3.2.5. (2, 4) )

«IV. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования»

«Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: …

  • … проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. …;
  • … активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; …
  • ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам . … (4.6.)

«для реализации образовательной программы, построенной на игре, дети должны уметь играть. Для того чтобы выполнить свою ведущую роль и действительно стать средством развития ценных личностных качеств, сама игра должна иметь определенный уровень развития, соответствующий возрасту»

Таким образом, работа по освоению содержания образовательных областей должна опираться  и включать в себя достаточный спектр игр, которые   системно и  естественно   должны быть включены в целостный образовательный процесс (непосредственно  образовательную деятельность, образовательную деятельность в процессе режимных моментов, самостоятельную  деятельность).

При проведении непосредственно  образовательной деятельности игра используется:

  • в младшем возрасте эффективно использование игровых сказочных персонажей;
  • в более  старшем возрасте – использование сказочных и занимательных сюжетов как канвы, стержня НОД (например, игры-путешествия с выполнением разнообразных познавательных заданий, игры-развлечения т.д.).

При проведении непосредственно-организованной образовательной деятельности воспитатель занимает позицию организатора, мудрого наставника, партнера-исследователя, который вместе с детьми добывает новую информацию и искренне удивляется совместно полученным результатам.

  • Образовательная деятельность в режиме дня предполагает организацию досуговых, подвижных, театрализованных игр, игр с правилами, а также организацию совместных с педагогом сюжетных игр, способствующих обогащению игрового опыта детей.

Здесь воспитатель выступает как игровой партнер, носитель игровой культуры, которую передает детям в процессе совместной деятельности. Воспитатель организует педагогическую  поддержку детских игр

  • Самостоятельная   образовательная деятельность

Сопровождается организацией педагогической поддержки самодеятельных детских игр (сюжетно-ролевых, режиссерских, игр-экспериментирований), а также организуемых по инициативе самих детей игр с правилами, подвижных, досуговых, народных.

Воспитатель поощряет проявления разнообразной игровой активности, инициативности, самостоятельности; предоставляет возможность свободного выбора тематики, партнеров, способов и средств реализации собственной деятельности.

Когда мы говорим об использовании всего спектра игр можно рассмотреть классификацию игр, их существует несколько.

Ф.Фребель в основу классификации положил принцип дифференцированного влияния игр на развитие ума (умственные игры), внешних органов чувств (сенсорные игры), движений (моторные игры).

По педагогическому значению классифицировал игры К.Грос: игры подвижные, умственные, сенсорные, развивающие волю – «игры обычных функций»; семейные игры.

Н.А.Короткова, Н.Я. Михайленко классифицируют  игры по признаку свободы действий: творческие (сюжетно-ролевые, театрализованные, режиссерские) и игры с правилами (игры на физическую компетенцию, на умственную компетенцию, игры  на удачу).

Мы посмотрим классификация игр детей дошкольного возраста (по Е.В. Зворыгиной и С.Л. Новоселовой).

  • Игры, возникающие по инициативе ребёнка (детей):

Самостоятельные игры:

Игра – экспериментирование

Самостоятельные сюжетные игры:

Сюжетно – отобразительные

Сюжетно – ролевые

Режиссёрские

Театрализованные

  • Игры, возникающие по инициативе взрослого:

Игры обучающие:

Сюжетно-дидактические

Подвижные

Музыкально-дидактические

Досуговые игры

Игры – развлечения

Интеллектуальные

Празднично – карнавальные

Театрально – постановочные

  • Игры, идущие от исторически сложившихся традиций:
  • Традиционные или народные

Воспитатель поощряет проявления разнообразной игровой активности, инициативности, самостоятельности, предоставляет возможность свободного выбора тематики, партнеров, способов и средств реализации собственной деятельности. Так создаются условия для формирования возрастных новообразований. 

Основные методы руководства игровой деятельностью дошкольников

Косвенные приемы - без непосредственного вмешательства в игру:

  • внесение игрушек;
  • создание игровой обстановки;
  • чтение художественной  литературы;
  • рассматривание иллюстраций;
  • наблюдение за играми других детей;
  • изготовление атрибутов    совместно с детьми и т.д

Прямые приемы- непосредственное включение педагога в игру показ способов действия;

  • совместные игровые действия;
  • применение активизирующего  диалога;
  • подсказывающие вопросы;
  • совет, помощь по ходу игры;
  • предложение новой темы игры и    т.д.

Чтобы добиться игры подлинной, эмоционально насыщенной , включающей интеллектуальное решение игровой задачи, педагогу необходимо комплексно руководить формированием, а именно: целенаправленно обогащать тактический опыт ребенка, постепенно переводя его в условный игровой план, во время самостоятельных игр побуждать дошкольника к творческому отражению действительности.

Что касается содержания работы по развитию и педагогической поддержке детской  игры, то она организуется в соответствии с возрастом воспитанников:

Группа раннего возраста - приобщение детей к разным играм: предметным (в том числе с составными и динамическими игрушками), простейшим сюжетным, подвижным; перевод предметных действий в действия смысловые в контексте игровой ситуации.

Малышей необходимо учить игровым действиям используя разные методические приемы: показ действий воспитателем в ходе игр. Экскурсии позволяют детям наблюдать за трудом людей разных профессий на рабочих местах. Для побуждения детей к игре в этом возрасте воспитатель должен создать игровую ситуацию. Можно произвести прямое руководство игровой деятельностью детей, то есть взять на себя главную роль.

2-я младшая группа - обогащение игрового опыта детей через совместные со взрослым игры (индивидуальные и малыми подгруппами), формирование и развитие игровых действий, простейшего игрового взаимодействия, понимания условности игровой ситуации.

Во II младшей группе дети более самостоятельны, они берут на себя роли и стараются действовать в соответствии с ними. В этой группе воспитатель должен уделять тоже большое внимание обучению детей игровым действиям, созданию частичной игровой ситуации. Недостающие предметы и игрушки дети подбирают сами. Руководя игрой, нельзя подавлять инициативу детей, наводящими вопросами и советами надо помочь им развить сюжет. Развивая сюжет, воспитатель должен содействовать усложнению игровых умений детей. В этом возрасте необходимо учить детей распределять между собой роли с учетом желаний каждого ребенка, его знаний, личных качеств.

Средняя группа – освоение и развитие р


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 11 - Центр развития ребенка г.Конаково
МБДОУ детский сад № 11 "Црр" г.Конаково

Адрес: 171252, Тверская область, г.Конаково,

 ул. Баскакова, д.20

Телефон: 8(48242)44591, 44421(тел/факс)

E-mail: mdou11.crr@yandex.ru


Поиск по сайту:


Горячая линия по организации работы

образовательных учреждений в 

условиях сложной эпидемиологической

обстановки 8-48-242-4-97-95


Воспитатель

Младший воспитатель

Повар


Электронные образовательные ресурсы
Официальный сайт Министерства 
просвещения Российской Федерации 
Официальный сайт Министерства высшего 
образования и науки Российской Федерации
https://minobrnauki.gov.ru/
Министерство образования Тверской области
https://минобр.тверскаяобласть.рф/
Федеральный портал "Российское образование"
http://www.edu.ru/
Информационная система "Единое окно доступа к 
образовательным ресурсам" 
http://window.edu.ru/
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов 
http://school-collection.edu.ru/
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов 
http://fcior.edu.ru/
Официальный сайт для размещения информации 
о государственных (муниципальных) учреждениях

https://bus.gov.ru/

Федеральная служба по надзору в сфере 

защиты прав потребителей и благополучия человека

https://rospotrebnadzor.ru/

Федеральный портал информационно-

просветительской поддержки родителей "Растим детей"

https://растимдетей.рф/

                Яндекс.Погода  
           Праздники России.



    Создать бесплатный сайт с uCoz