Малёва Елена Ивановна воспитатель старшей группы
«Люби и знай свой край».
В настоящее время формируется система духовных ценностей, отвечающая потребностям современного общества, возрождается интерес к родной культуре, внимание подрастающего поколения привлекается к проблеме толерантного отношения к представителям других национальностей, люди вновь учатся уважать труд, любить природу и быть небезучастными к судьбе своей Родины.
Я считаю, что необходимо формировать духовные ценности уже с дошкольного возраста. Знакомить детей с культурой, историей родного города, края, с природными особенностями, растительным и животным миром. В связи с этим я разработала проект по ознакомлению детей дошкольного возраста с культурно-историческими традициями родного города Конаково. Мы с коллегами апробировали его и внедрили в организацию педагогического процесса. Деятельность нашего коллектива была направлена на творческий поиск, путём приобщения дошкольников к культурно-историческим традициям родного города.
Коллектив нашего детского учреждения поддержал мою идею по созданию в детском саду мини-музея « Русская изба», помещения для предметов
« старины глубокой». Собирали мы их в основном в деревнях нашего района, где живут родственники сотрудников детского сада. Там можно найти старинную утварь: прялки, чугунные утюги, чесальные гребни, самовар и т.д.
На скотном дворе одного из домов мы обнаружили несколько деревянных корыт для корма скота, а в сараях местных жителей – крынки, кувшины, горшки, махотки (в них хранили молоко), чугунки для приготовления каши и щей в печке, ухваты. В одном из амбаров обнаружили старинный самовар с трубой. Чтобы познакомить детей, как в старину жили без электричества, изготовили лучины, а в одном из поселений нам подарили керосиновую лампу.
В местных селениях и по сей день сохранились плетёные коврики, скатерти с вышивкой, кружевные занавески, полотенца-рушники, поэтому собирать эти предметы для музея не составило труда. В старину основными предметами мебели были сундуки, лавки и столы. Сундуки мы найти нигде не смогли – приняли решение изготовить его самим и расписать. Две лавки сделали на заказ. В сундуке мы хранили русские народные костюмы, которые мы используем на фольклорных праздниках, музейных и тематических занятиях.
Музей « Русская изба» постоянно пополняется. Одна бабушка сплела красивый коврик для пола. Родители подарили салфетки, связанные крючком, вышитые дорожки, а также старинные музыкальные инструменты: балалайку, гармонь, гусли.
В мини-музеем есть лапти, серп и цеп для ручного обмолота колосьев, старинная мебель, вышивки, скатерти, занавески, рушники, ухваты, корыта, чесалки, прялки, утюги, медный самовар, часы с кукушкой и многое другое. На стенах висят узорные деревянные полочки, на которых расставлены глиняные миски, деревянные ложки и многое другое.
Сотрудники и родители отмечали: попадая в мини-музей, погружаешься в мир милого душе быта, пропитываешься русским духом. Собранные предметы используются на занятиях по ознакомлению детей с далёким прошлым родного города по изобразительной деятельности (дети выкладывают и рисуют орнаменты, узоры, лепят посуду), при проведении досугов « Осенины», «Пошла коляда», «Сороки», «Масленица».
С целью включения мини-музея в систему работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с культурно-историческими традициями родного города Конаково, я разработала цикл занятий, содержанием которых стали старинные русские обычаи и традиции взаимодействия человека с природой, трудом и бытом людей. А также в мини-музее проводятся занятия следующей тематики: « Русская изба», « Посиделки», «Город мастеров», « Не красна изба углами – красна пирогами», «Хлеб – всему голова», «Хорош квасок, коль шибает в носок», «Щи да каша – пища наша», «Самовар, самовар, самоварище», «Пир на весь мир», «Не шей мне матушка красный сарафан», «Я вышиваю заветный платочек», «Подари мне платок», «Распашу ль я пашенку».
Опыт такой работы, показывает, что у современных детей, идёт накопление знаний о культуре и истории своего города, у них затронута эмоционально-чувственная сфера. Поэтому погружая детей в мир истории, старины мы знакомим их с культурой более близкой, знакомой и родной, чтобы дошкольники с раннего возраста приучались уважать традиции своего народа, приобщались к культурному наследию своей Родины.
Крохмаль Надежда Викторовна воспитатель подготовительной группы
«Там, где Волга вьется лентой бирюзовой
Не в краю далеком - близко от Москвы
Есть такое место - город Конаково ...
М.Лисянский
Достопримечательности города Конаково.
Человеку издавна присуща любовь к прекрасному. Мы, взрослые, должны помочь детям увидеть окружающую нас красоту. Любовь к природе, к своему родному городу развивают моральные качества, способность сочувствовать, сопереживать, заботиться о других. Детям нужно показать разнообразные живописные места г. Конаково, красоты реки Волги - эти богатства природы славят наш город. И делать это нужно через сердце, через свое восхищение, удивление, радость и любовь. Достопримечательностей города достаточно и дать детям понять, что все живое имеет потребности, которые могут быть удовлетворены хорошими условиями внешней среды.
Наше Иваньковское водохранилище богато рыбными запасами, в нем водятся такие виды как окунь, плотва, лещ, линь, карась, щука, налим и другие. А Конаковский завод товарного осетроводства выращивает для водоема многие тысячи мальков. Такие виды травоядных рыб как амур и толстолобик способствуют улучшению экологической обстановке на водоеме.
Красоты водных пейзажей, зелень лесов привлекают не только местных жителей, но и туристов.
У детей совершенствуется интеллект, если постоянно рассказывать, показывать уникальные красоты нашего города; непрерывно расширяется кругозор, развивается сенсорика и наблюдательность; устанавливаются связи, зависимости - обнаруживать причины и следствия; развиваются разные формы речи: диалог, описания, объяснения, рассказ.
Что еще можно рассказать о своем городе? Конечно же, о его истории.
В прошлом история г. Конаково была тесно связана с историей развития фаянсовой фабрики, в XIX веке получившей широкую известность по производству бытового и художественного фаянса.
На художественных выставках того времени произведения мастеров фаянса получали только высокие оценки, а к началу 1940 годов Конаковский фаянс вышел на международную арену, с успехом экспортировался на выставках и охотно раскупался.
К сожалению, в настоящее время завод закончил свое существование, но фаянсовые произведения: посуда, скульптура останутся жить на иллюстрациях выпущенных книг и журналов, а жители города сохранили необычную посуду в своих семьях. Наверняка, у каждого дома существует своя любимая тарелка или чашка, и даже сервиз.
Мы гордимся своим городом, своими прославленными земляками - академиком П.Н. Поспеловым, поэтом Я. Шведовым, революционером Порфирием Конаковым живописцем фаянсовой фабрики, в честь которого был назван наш город, и памятник которому поставлен около железнодорожного вокзала.
Стремительно растет и развивается наш город в последние гoды. В нем развиваются только 46 видов спорта. Построен футбольный стадион «Колизей», необычный Ледовый дворец, в котором можно заниматься детям ледовыми видами спорта круглый год. А спорт в Конаково имеет давние и прочные традиции. Ежегодно проводятся различные соревнования, участие в которых принимают и дети и взрослые. В городе действуют стадионы, бассейн, детско-юношеская школа олимпийского резерва, многочисленные секции и кружки. В городе воспитаны многие мастера и кандидаты в мастера спорта.
Знакомить детей со своим городом можно еще и еще ...
Конаково - город творческих людей. Здесь ценят красоту: будь то живопись, скульптура или фотография, пение, танцы или цирковое искусство. Выставки картин местных художников проходят довольно часто в выставочном зале Центральной библиотеки, в домах культуры, в школе искусств, в краеведческом музее и даже на аллее проспекта Ленина в День города.
А наша задача - научить детей понимать и любить свой город с его культурой, традициями.
Наш город, - в котором в изобилии чистый воздух, необычные люди, чтобы он был самым красивым, чтобы он всегда развивался и процветал.
Малёва Елена Ивановна воспитатель старшей группы
Современные традиции в Конаково.
Не забывая о былых временах, мы живём современностью, соблюдая нынешние традиции родного города Конаково. А какими же современными традициями славен наш город, спросите вы? Что мы взрослые и дети, живущие в городе, знаем о них? Задаваясь, такими вопросами, беседуя с детьми, их родителями, невольно понимаешь, а ведь многие затрудняются ответить на этот вопрос. Мы взрослые в последнее время, всё чаще посещаем другие города, наши дети присутствуют там на различных мероприятиях, многое запоминают и знают, и это хорошо. Но ведь и в нашем родном городе Конаково, многие мероприятия стали традиционными.
По выходным дням, например, наших ребятишек встречают на главной площади города лошадки и пони, чтобы покатать своих маленьких конаковцев. Традиционным в последние годы, стал праздник « День матери» в ноябре. В этот день, дети благодарят своих матерей за любовь, доброту, заботу; ребята устраивают выставку рисунков, портретов мам. Выставка проходит в ДК им. Воровского. А ещё в этот праздник, детей и их мам на городской площади, встречают артисты нашего города. Звуки песен, танцев, выступление Конаковского детского цирка «Фантазёры», конечно же взрослым и детям запомнятся такие мероприятия, и каждый год они будут не только зрителями, но и участниками. В городе Конаково стало традицией, каждый год на городской площади, проводить Новогоднюю ёлку для всех детей города. Для ребят предлагается развлекательная программа, а главные герои дед Мороз и Снегурочка угощают всех ребят, без исключения, новогодними подарками.
Хочется сказать, что традиционно, по выходным, в Конаковском сосновом бору, можно увидеть взрослых и детей, катающихся в зимнее время на снегокатах и санках с горок, ведь в бору их много. Можно увидеть большие семьи, которые совершают прогулки в сосновом бору к роднику. А также, катание на лыжах. Ежегодно в Конаково проводится такое зимнее мероприятие для детей и взрослых, которое называется : «Лыжня зовёт». Такие традиции укрепляют здоровье и повышают иммунитет у наших детей, да и у взрослых появляется больше сил и энергии для жизни. А самое главное, все вместе мы с уважением и вниманием относимся к нашему городу, бережём и любим его.
Но это ещё не все современные традиции нашего города. Хочется отметить, такую ежегодную традицию, проводимую в ДК им. Воровского, которая называется « Маленькая мисс Конаково». В этом мероприятии принимают участие девочки дошкольного возраста. И это ли не прекрасно, ведь раскрываются необыкновенные таланты детей, которые пригодятся им в жизни.
Зимней современной традицией в Конаково стало проведение фестиваля « Московское море». На таком мероприятии собирается много народу, дети и взрослые наблюдают разные виды необычного транспорта. Это мотопарапланы, дельтапарапланы, просто парапланы, кайт, воздушные шары, снегоходы, даже собачьи упряжки. Восторг детей и взрослых безграничен, после таких мероприятий. И опять же, вся конаковская семья в сборе, а не это ли главное.
Традиционным в городе стал праздник Масленицы – проводы зимы. Это большое мероприятие ежегодно проходит на берегу нашей реки Волги. Здесь проводится, развлекательная программа для детей и взрослых, аттракционы, не забываемые моменты для детей и взрослых. Такие народные гуляния укрепляют наши семьи, учат общению друг с другом, вниманию и уважению к людям. Ведь все мы живём в одном городе, под названием Конаково.
А сколько ещё современных традиций в городе можно перечислить: и катание на коньках в Ледовом Дворце, и плавание во Дворце спорта, и ежегодный проводимый праздник на площади « День защиты детей», и такой фестиваль, как « Парусная регата», и самый главный праздник Конаково - это День города, где для маленьких жителей города устраиваются различные соревнования ( катание на велосипедах, семейные соревнования). В такой праздник детей развлекают клоуны, выступают детские танцевальные студии, ребята поют, рассказывают стихи о своём городе, рисуют любимые места Конаково.
Говоря о современных традициях города Конаково, можно понять, сколько интереснейших мероприятий можно посетить, увидеть и даже поучаствовать в них. Конаковские современные традиции закрепляют знания наших детей о своём родном городе, учат их быть патриотами своей малой Родины. А мы, взрослые должны дать детям возможность получать знания о том, чем живёт наш город, какие у него традиции, быть участниками всех мероприятий Конаково.
Наш мини - музей «Русская изба»
Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем, это относится и к прошлому нашего народа.
Я считают необходимым донести до сознания своих воспитанников, что они являются частью народной культуры, воспитать ребят на национальных традициях.
Создавая систему приобщения, я привлекла родителей в воспитательно-образовательный процесс, чтобы они делились накопленным опытом и оказали помощь в поиске информации о культурно – исторических традициях родного края и в создании мини -музея «Русская изба».
Наш мини-музей занимает небольшое пространство и не отвечает строгим требованиям настоящего музея. В его экспозиции много сделано руками воспитателей, родителей и детей.
Так как невозможно представить себе русскую избу без печки, встала необходимость создать её своими руками. Главная зона - «горница», в ней поставили русский стол со скамьями, на стены повесили фотографии и вышивки.
Особый интерес у детей вызывает – прялка, а так же печь с заслонкой и домашней утварью (ухват, кочерга, чугунки, черпаки, сито, махотки).
Дополнен интерьер народными «игрушками» выполненными детьми на занятиях по изодеятельности.
И ещё одним из интереснейших предметов для детей является сундук, в нём хранятся предметы народного костюма, самотканые половички, рушники, салфетки и т.п. которые принадлежали прабабушкам. Как само пространство «мини-музея», так и его экспонаты, постоянно трансформируются, являются частыми атрибутами в театрализованной деятельности, развлечениях.
Наш мини - музей стал своеобразным центром народной культуры, открытым для разных категорий людей, причастных к идее духовного и культурного возрождения. Вместе детьми разрабатывали содержание экскурсий по своему мини- музею, причем сами дошкольники предлагали, что именно они считают нужным рассказать о своём мини – музеи и его экспонатах. Желающие становились экскурсоводами. Для воспитанников нашего сада проводятся занятия по ознакомлению с русской традиционной культурой. Для детей, не посещающих детский сад, организуются экскурсии в музей на темы: «Предметы труда и быт», «Русь деревянная», «От лучины до электрической лампочки», «Народная игрушка» и др.
Стало традицией проводить вечера песни, посиделки семейного клуба, встречи со сказкой, обыгрывание потешек. Традиционными являются и встречи с родителями в музее: семейные вечера в клубе, на которые собираются не только мамы и папы, но с удовольствием приходят бабушки и дедушки, вспоминают традиции и обычаи, поют колыбельные, играют с детьми. В течение года проходят встречи на следующие темы: "Традиции и обычаи", "Колыбельная в жизни ребенка", "Народная игрушка" и др.
Мини-музей «Русская изба» помог разнообразить предметную среду детского сада, развить познавательную деятельность и обогатить духовно-нравственное восприятие детей, расширить представления детей о собственной душевной близости, сопричастности своего «Я» с другими людьми, жившими ранее, живущими сейчас, рядом.
У детей зародился устойчивый интерес к музеям, экскурсиям, выставкам. Сравнивая, они освоили взаимосвязи между предметами. Речевая активность детей стимулирует активность познания и наоборот. У них появились элементы эстетических оценок.
В изобразительной деятельности они переходят к предметному изображению по замыслу, развились их живописные и графические способности. Дети создают свой мир истории и красоты, участвуя в создании мини музея, совместном собирании коллекции, устройстве выставки своих работ.
Главное, мы достигли своей цели: как во время создания мини-музеев, так и после этого многие родители посещали с детьми «настоящие» музеи — нашего города и музеи в Москве и других городах, о чем дошкольники потом с удовольствием рассказывали друг другу и мне.
Устное народное творчество в воспитании дошкольников.
Устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: сказки, пословицы, поговорки, потешки, частушки, колыбельные песни и др., — это неоценимое богатство каждого народа, громадный пласт культуры, показатель его способностей и талантов. Устное народное творчество представляет собой особый вид искусства. Это духовное освоение действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира по законам красоты. Дети очень любят сказки. С ними ребенок встречается в самом раннем возрасте, слушая сказки, рассказанные мамой или бабушкой, испытывает те или иные чувства. Дети радуются удачам героев, переживая за них, ненавидят то плохое, с чем герои борются. Сказка как средство воздействия на ребенка часто обладает преимуществами над другими воспитательными приемами. Сказка вводит ребенка в некоторые воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на всю его последующую жизнь. Ребенок с самого начала сказки встает на позицию положительного героя, вместе с ним решает поставленные задачи. Все это побуждает творческую активность ребенка-дошкольника, заставляет делать выводы, которые недоступны для него в других обстоятельствах. Таким образом, при правильном подборе сказок с учетом возрастных особенностей детей, художественной ценности произведения и правильной организации последующей деятельности сказки могут оказать огромное воспитательное воздействие на ребенка.
Воспитатель предлагает родителям вспомнить названия русских народных сказок.
Побеждает родитель, назвавший большее количество сказок.
Большой нравственный и эстетический потенциал заложен в русских народных пословицах и поговорках. Их можно назвать своеобразной энциклопедией этических представлений русского народа. В них, как и в других формах народного творчества, в образной и лаконичной форме выражены практический опыт народа, его миропонимание и всевозможные знания. В пословицах и поговорках содержатся взгляды на мир, природу, общественное устройство, а главное, отношение народа к окружающей действительности. Пословицы широко бытуют в русском языке и в настоящее время. Недаром в народе говорится: «Пословица век не сломится». Следует шире использовать пословицы и поговорки в нравственном, эстетическом воспитании дошкольников, так как с их помощью можно формировать нравственные идеалы, воспитывать понимание прекрасного, плохого и хорошего, способствовать развитию эстетических представлений детей через установление внутренних связей между противоположными, разнородными предметами, явлениями.
Поскольку пословицы и поговорки обладают эмоциональной насыщенностью, то работа над ними предполагает одновременно интенсивную работу разума и чувств, ребенок должен приложить определенные усилия над собой в постижении смысла сказанного, что является очень важным моментом в нравственно-эстетическом воспитании детей. Пословицы и поговорки учат детей любви к Родине, семье, уважению труда человека. Пословицы могут оказать огромное влияние на интеллектуальное развитие ребенка. Как правило, в них, кроме хорошо видимого, существует и скрытый смысл, незаметный при первом знакомстве с ними. Чтобы понять его, надо поразмыслить, привлечь весь свой опыт и знания.
Образность пословиц и поговорок, умение народа образно описать предмет, дать ему яркую характеристику, творчески использовать слово способствуют формированию воображения детей дошкольного возраста.
Воспитатель знакомит родителей с пословицами, понятными детям старшего дошкольного возраста, которые легки для запоминания и могут быть использованы родителями в воспитании ребенка.