
Программа «СемьЯ – это Мы!»

Реализуя региональный проект «СемьЯ – это Мы!» педагоги расширяли представления детей о быте взрослых, семейных традициях, продолжали развивать ответственность и добрые отношения проживая все вместе игровые ситуации:
Тематическая неделя воспитанников младших групп (3-4 года) «Мама укладывает дочку спать» Ребята вместе с воспитателем старались создать комфортные условия для ритуала отхода ко сну, которые ассоциируется с теплом и комфортом. Каждый ребенок укладывал спать свою любимую игрушку бережно и нежно. Кто то пел колыбельную, кто то делал массаж, а кто то тихо рассказывал сказку.

Тематическая неделя воспитанников средних групп (4-5 лет)
Игровая деятельность детей была направлена на развитие у детей навыков взаимопомощи, смелости и решительности через игровую деятельность на основе сюжета сказки «Три поросенка». Дети распределялись на три группы, каждая из которых строила домик из разных материалов. Проявляли инициативу в развитии сюжета, демонстрировали умение работать в команде. Ребята во время игры смогли эмоционально передать характеры своих персонажей .
Дети усвоили важность взаимопомощи и поддержки. Проявили понимание ценности смелости и решительности, научились работать в команде для достижения общей цели.
Очень интересно прошла тематическая неделя у детей старших и подготовительных групп «Принимаем гостей на праздник» и «Домашний концерт»
Ребята с воспитателями не просто играли, они проживали свою роль, они были музыкантами оркестра, чтецами, танцевальными коллективами, дирижёрами, звукорежиссерами….Было все и репетиции, составление программы концерта, выступления и конечно много переживаний и радости…. А самое главное – дети аплодировали от души выступающим, подчеркивая уникальность каждого участника.

В старших и подготовительных группах согласно плану разработанному Тверским областным институтом усовершенствования учителей прошли педагогические мероприятия в рамках реализации программы "Семья - это мы".
Старшие группы:
Тема: «Превращение воды»
Цель: Создание условий для духовно-нравственного развития и воспитания детей посредством приобщения к традиционным духовным ценностям.
Задачи:
Образовательные: Расширить представления детей об окружающем мире. Побуждать детей размышлять по прочитанным рассказам и высказывать свои суждения о содержании иллюстраций, смысле стихотворений. Пополнять словарный запас детей новыми словами. Закреплять умение рисовать, передавая характерные природные особенности.
Воспитательные: Воспитывать у детей бережное отношения к природе.
Развивающие: Развивать эстетическое восприятие, наблюдательность, внимание, способность слышать и воспроизводить в художественных формах красоту окружающего мира, развивать аккуратность, творчество, развивать речь детей, обогащать словарь, содействовать формированию базовой культуры на основе отечественных традиционных, духовных и нравственных ценностей.

Подготовительные группы:
Тема: « О милосердии, любви, заботе.»
Цель: Создание условий для духовно-нравственного развития и воспитания детей посредством приобщения к традиционным духовным ценностям.
Задачи:
Образовательные: формировать представления о доброте, добрых поступках, их значении в жизни человека, учить отличать добро и зло, учить анализировать свои поступки;
Воспитательные: воспитывать в детях стремление проявлять сострадание и милосердие; заботу о людях.
Развивающие: развивать эстетическое восприятие, наблюдательность, внимание, способность слышать и воспроизводить в художественных формах красоту природного явления, развивать аккуратность, творчество, воспитывать трудолюбие и желание трудится, развивать речь детей, обогащать словарь.

Продолжаем реализацию регионального проекта «СемьЯ – это Мы!», который помогает детям узнать много нового о том, что такое семья, родственники, учит понимать значение совместного проживания («вместе жить интересно и приятно», а главное развивает доброжелательное отношение к членам своей семьи.
Дети совместно с воспитателями проигрывают игровые ситуации: «Готовим обед», «Варим супчик для зверушек», «Уборка перед праздниками».
Во время игры ребята делятся традициями, которые есть у них в семье, рассказывают, как члены семьи поддерживают друг друга.

Реализация программы «Семья — это мы»
На протяжении всей недели воспитанники проиграли захватывающие игровые ситуации «Встреча новых соседей», «Строим дом мечты» «Создаем детскую комнату», «Проектируем кухню мечты», беседовали на темы «Любовь и забота в семье», «Наш дом», «О чём мечтают родители?», познакомились с интересными художественными произведениями и побеседовали по сюжету: С. Я Маршак «Пожелание друзьям» , русской народной потешки «Как у нашего кота…», И. Гамазковой «Волшебная семья»
Цель: Прививать ребенку чувство заботы и уважения к окружающим людям. Расширять воображение и способность фантазировать, научиться согласовывать свои идеи с мнением сверстников. Освоение представлений о функциональности помещения, взаимодействие в команде.

Реализуя проект «СемьЯ это Мы» и программу «Добрый мир» в соответствии с планом разработанным Тверским областным институтом усовершенствования учителей прошли педагогические мероприятия с воспитанниками подготовительной к школе группы на тему: «Добрые и злые поступки»
Цель: Создание условий для духовно-нравственного развития и воспитания детей посредством приобщения к традиционным духовным ценностям, формирование у детей морально-нравственных ценностей на основе нравственных норм христианской этики (о добре и зле, гневе и смирении, обиде и прощении)
Образовательные задачи: формировать представления о человеческой добродетели.
Воспитательные задачи: воспитывать в детях стремление проявлять добродетель по отношению ко всему живому.
Развивающие задачи: Развивать эстетическое восприятие, наблюдательность, внимание, развивать аккуратность, творчество, воспитывать трудолюбие и желание трудится развивать речь детей, закрепить в активном словаре детей понятия: доброта, милосердие, добродетели, грубость, жадность, хвастовство, лень, злобность.

Воспитанники старшей группы на тему: «Мир Божий вокруг нас. Прогулка вторая. Небо.»
Цель: Создание условий для духовно-нравственного развития и воспитания детей посредством приобщения к традиционным духовным ценностям.
Образовательные задачи: Расширить представления детей об окружающем мире. Побуждать детей размышлять по прочитанным рассказам и высказывать свои суждения о содержании иллюстраций, смысле стихотворений. Закреплять умение рисовать, передавая характерные особенности предметов и объектов, учить детей создавать свои неповторимые образы.
Воспитательные задачи: Воспитывать у детей бережное отношения к окружающему миру, ко всему живому
Развивающие задачи: Развивать эстетическое способность слышать и воспроизводить в художественных формах красоту окружающего мира, развивать аккуратность, творчество, развивать речь детей, обогащать словарь, содействовать формированию базовой культуры на основе отечественных традиционных, духовных и нравственных ценностей.

В сентябре 2025 году наш педагогический коллектив приступил к реализации парциальной программы «СемьЯ -это Мы!».
Программа «СемьЯ – это Мы!» – парциальная программа духовно-нравственного воспитания дошкольников, разработана государственным бюджетным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования Тверской областной институт усовершенствования учителей.
Программа объединяет комплекс региональных проектов, реализуемых в сфере дошкольного образования в Тверской области в 2022-2023, 2023-2024 и 2024-2025 учебных годах.
В Программу интегрированы:
- Программа «Добрый мир. Православная культура для малышей», автор Л.Л. Шевченко;
-региональный проект «Читаем вместе»;
-региональный проект «Играем вместе»;
-региональный проект «Что такое хорошо и что такое плохо»;
-программа «Тонкая материя» (Республика Мордовия).
Программа «СемьЯ – это Мы!» соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, расширяет, углубляет и конкретизирует задачи ФОП ДО с учётом региональных условий, обеспечивает достижение целевых ориентиров, обозначенных во ФГОС ДО, реализуется в пяти образовательных областях.
Программа «СемьЯ – это Мы!» направлена на организацию –эффективной воспитательной работы на развитие у дошкольников глубокого понимания ценностей семьи, взаимоотношений её членов, прав и обязанностей каждого домочадца, особенностей чувств и эмоций, возникающих в кругу близких людей, а также способов решения конфликтов.
Цель парциальной программы духовно-нравственного воспитания «СемьЯ – это Мы!» – формирование традиционных духовно-нравственных ценностей, в соответствии с традициями православной культуры, с приоритетом формирования семейных ценностей.
Задачи:
- знакомить детей с культурной традицией Православия;
- знакомить детей с культурно-историческими традициями русской/российской семьи (многодетность, многопоколенность);
- формировать представления о добре и зле, милосердии, заботе, любви, совести, дружелюбии, сопереживании, взаимопомощи и др.;
- содействовать пониманию детьми собственных и чужих эмоциональных состояний, и переживаний, развивать эмоциональную отзывчивость к близким;
- развивать позитивное ценностное отношение и чувство принадлежности к семье, уважение к родителям (законным представителям), представителям старшего поколения (дедушкам и бабушкам);
- развивать способы взаимодействия в различных ситуациях в семье и со сверстниками, закреплять позитивный опыт в самостоятельной и совместной со взрослым и сверстниками деятельности;
- просвещать родителей (законных представителей) в вопросах семейного ценностно-ориентированного воспитания.
Для реализации поставленных программой целей важнейшими аспектами являются:
- привлечение детей (с учетом их возраста) к основным духовно- нравственным ценностям русского народа — ценности жизни, крепкого семейного уклада, сострадания, взаимовыручки, сотрудничества и уважительного отношения друг к другу, содействие формированию практических навыков и морального выбора, основанных на понимании этих ценностей;
- организация образовательного процесса таким образом, чтобы содержание занятий соответствовало возрасту и индивидуальным особенностям каждого ребенка;
- способствование развитию физических способностей, личностных черт, нравственности, начальных элементов патриотического сознания, воспитания самостоятельности и чувства личной ответственности;
- забота о психологическом комфорте и всестороннем гармоничном развитии каждого ребёнка;
- создание в группе обстановки, наполненной уважением, вниманием и поддержкой всех воспитанников, способствующей воспитанию дружелюбия, открытости, любопытства, активности, стремления к независимости и творческому самовыражению.
Программа разработана на основе принципов дошкольного образования, предусмотренных Федеральным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО):
- стимуляция детской инициативы в разнообразной деятельности.
- тесное взаимодействие детского сада с семьёй ребёнка.
- интеграция детей в систему социальных и культурных традиций,принятых в обществе, семье и государстве.
- поддержка интереса к познанию окружающего мира и стимулирование активной исследовательской позиции в повседневной деятельности.














